![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Еш1 часть пятая. Теории мифотворчества второй половины XIX в
как восход Солнца, женихов Пенелопы — как звезды и пр.1 Вместе с тем Воеводский поднимался до идеи мифологического мышления, которое он противопоставлял поэтическо-образному восприятию2. В рамках солярно-метеорологической теории также утверждалась идея историзма мифологических и фольклорных форм. Так, О.Ф. Миллер исходил из того, что система народной словесности представляет собой «нечто подобное состоянию земной коры, а наука народной словесности является своего рода палеонтологией»3, последовательные пласты которой должны быть раскрыты научным анализом. Он также поднимал вопросы об инвариантных моментах в структурах мифов и фольклора4, о нравственном содержании былин. Вместе с тем он нередко доводил анализ истоков фольклорных и мифологических образов до гротеска. Например, он писал, что Баба Яга — не что иное, как зимняя туча; Жар Птица — чрезмерности в явлениях света и темноты; камень, заваливающий вход в пещеру, — «окаменелость природы в холодное зимнее время» и т.п. В русле солярно-метеорологической теории сложилась и концепция НА. Морозова (1854—1946), известного народовольца, узника Шлиссельбургской крепости, приговоренного в 1881 г. к бессрочному заключению. Он разработал оригинальную концепцию создания Апокалипсиса — самой таинственной части Нового Завета5 и поставил вопрос о создании «новой хронологии». Идея «новой хронологии» состоит в следующем. Поскольку старинные летописцы придавали «небесным знамениям» (солнечные и лунные затмения, появления комет и пр.) и природным стихиям (вулканическая, сейсмическая активность, наводнения и т.п.)'важное символическое значение, они весьма аккуратно заносили их в свои хроники. Эти хроники дают современ- Воеводский Л.Ф. Введение в мифологию Одиссеи. Ч. 1. Одесса, 1881. 2 Воеводский Л.Ф. Этическое значение мифов // Журнал Министер 3 Миллер О.Ф. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым 4 Там же. С. 275. 5 Морозов НА. История возникновения Апокалипсиса. Откровение ГЛАВА 13. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. |*ЦЯ ным исследователям совершенно уникальный материал для уточнения и конкретизации множества непростых вопросов, которые возникают вокруг датировки событий древнейшей истории. Ведь датировки солнечных и лунных затмений, появлений комет могут быть с высокой точностью «просчитаны» (как в будущее, так и в прошлое) на основе законов небесной механики. Такие хронологические уточнения позволяют в некоторых случаях по-новому интерпретировать события истории человечества, в том числе и весьма значительные. Морозову принадлежит заслуга постановки проблемы астрономического обоснования древней истории. (Подобные идеи высказывались еще И. Ньютоном1.) Морозов также высказал предположение, что традиционная хронология не обоснована независимыми источниками и, по-видимому, искусственно удлинена, растянута2. В настоящее время развернулась дискуссия вокруг возможностей и перспектив «новой хронологии»3. Идеи солярно-метеорологической теории развивались и в XX в. трудами Н.Я. Марра и его сторонников. Например, в средневековых стихах о Тристане и Изольде его ученики пытались найти следы древнего мифа о соединении Солнца и воды4. В духе солярно-метеорологической теории и в настоящее время выходит в свет немало работ. Date: 2015-11-13; view: 389; Нарушение авторских прав |