Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Еш1 часть пятая. Теории мифотворчества второй половины XIX в





как восход Солнца, женихов Пенелопы — как звезды и пр.1 Вместе с тем Воеводский поднимался до идеи мифологического мышления, ко­торое он противопоставлял поэтическо-образному восприятию2.

В рамках солярно-метеорологической теории также утверж­далась идея историзма мифологических и фольклорных форм. Так, О.Ф. Миллер исходил из того, что система народной словесности представляет собой «нечто подобное состоянию земной коры, а наука народной словесности является своего рода палеонтоло­гией»3, последовательные пласты которой должны быть раскрыты научным анализом. Он также поднимал вопросы об инвариантных моментах в структурах мифов и фольклора4, о нравственном со­держании былин.

Вместе с тем он нередко доводил анализ истоков фольклорных и мифологических образов до гротеска. Например, он писал, что Баба Яга — не что иное, как зимняя туча; Жар Птица — чрезмерности в яв­лениях света и темноты; камень, заваливающий вход в пещеру, — «окаменелость природы в холодное зимнее время» и т.п.

В русле солярно-метеорологической теории сложилась и кон­цепция НА. Морозова (1854—1946), известного народовольца, уз­ника Шлиссельбургской крепости, приговоренного в 1881 г. к бессрочному заключению. Он разработал оригинальную концеп­цию создания Апокалипсиса — самой таинственной части Нового Завета5 и поставил вопрос о создании «новой хронологии». Идея «новой хронологии» состоит в следующем.

Поскольку старинные летописцы придавали «небесным зна­мениям» (солнечные и лунные затмения, появления комет и пр.) и природным стихиям (вулканическая, сейсмическая активность, наводнения и т.п.)'важное символическое значение, они весьма ак­куратно заносили их в свои хроники. Эти хроники дают современ-

Воеводский Л.Ф. Введение в мифологию Одиссеи. Ч. 1. Одесса, 1881.

2 Воеводский Л.Ф. Этическое значение мифов // Журнал Министер­
ства народного просвещения. 1875. № 6; Он же. Каннибализм в гре­
ческих мифах. СПб., 1874; и др.

3 Миллер О.Ф. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым
составом народного русского эпоса: Илья Муромец и богатырство
киевское. СПб., 1870. С. XIV.

4 Там же. С. 275.

5 Морозов НА. История возникновения Апокалипсиса. Откровение
в грозе и буре. М., 1907.


ГЛАВА 13. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. |*ЦЯ

ным исследователям совершенно уникальный материал для уточ­нения и конкретизации множества непростых вопросов, которые возникают вокруг датировки событий древнейшей истории. Ведь датировки солнечных и лунных затмений, появлений комет мо­гут быть с высокой точностью «просчитаны» (как в будущее, так и в прошлое) на основе законов небесной механики. Такие хроно­логические уточнения позволяют в некоторых случаях по-новому интерпретировать события истории человечества, в том числе и весьма значительные. Морозову принадлежит заслуга постанов­ки проблемы астрономического обоснования древней истории. (Подобные идеи высказывались еще И. Ньютоном1.) Морозов также высказал предположение, что традиционная хронология не обоснована независимыми источниками и, по-видимому, ис­кусственно удлинена, растянута2. В настоящее время разверну­лась дискуссия вокруг возможностей и перспектив «новой хро­нологии»3.

Идеи солярно-метеорологической теории развивались и в XX в. трудами Н.Я. Марра и его сторонников. Например, в средневеко­вых стихах о Тристане и Изольде его ученики пытались найти сле­ды древнего мифа о соединении Солнца и воды4. В духе солярно-метеорологической теории и в настоящее время выходит в свет немало работ.

Date: 2015-11-13; view: 342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию