Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кшв часть пятая. Теории мифотворчества второй половины XIX в
I ущемили и т.п.; облака не дают дождя, иссохла вода в источниках; враждебные силы закопали их, держат влагу взаперти и надо побороть врага; браки с зверями; превращения; злая старуха изводит красавицу либо ее кто-то похищает, и ее приходится добывать силой или ловкостью и т.п.»1. Мотивы перерастают в сюжеты, которые представляют собой образные схематические обобщения чередующихся в бытовой действительности актов человеческой жизни и психики. И если мотив формируется бессознательно, то «схематизм сюжета уже наполовину сознательный... и предполагает уже известную свободу; сюжет сказки, в известном смысле, уже акт творчества»2. При этом важно, что в сюжетные обобщения включена и оценка бытовых актов повседневной жизни человека. Поэтому в сюжете «снуются разные положения-мотивы»3. Первобытный миф воплощен в мотиве, позднейшие мифологические конструкции могут воплощаться в сюжетной форме. На этом пути открылись перспективы формалистического анализа мифологического и фольклорного творчества. Оригинально трактовал Веселовский одну из ключевых в фольклористике проблем соотношения мифа со сказкой. Он не склонен был видеть в сказке фольклорную форму, производную от мифа. Он считал, что сказка и миф — две фольклорные формы, которые развиваются параллельно, каждая имеет свой собственный путь эволюции4. Более того, сказка может быть и древнее мифа: «...Схема сказки древнее натуралистического мифа и эпической схемы; не всякая сказка должна была пройти стадию мифа»5. Таким образом, Веселовский сформулировал новые принципы анализа межкультурных и внутрикультурньгх влияний, внес в науку о мифе новые оригинальные установки и идеи, заложил основания формалистического анализа мифологического (и фольклорного) творчества. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. С. 301. 2 Там же. 3 Там же. С. 305. 4 Там же. С. 302. 5 Там же. С. 501—502. ГЛАВА 13. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. ЩЦ£Щ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. На каких теоретических основаниях создавалась «мифологическая школа» в России? 2. На каких методологических основаниях создавалась «мифологическая школа» в России? 3. В чем особенности лингвистической теории мифа А.Н. Афанасьева? 4. Как соотносятся между собой две лингвистические теории мифа — М. Мюллера и А.Н. Афанасьева? 5. По каким направлениям разрабатывалась лингвистическая теория мифа в России? 6. Как разрабатывалась в России теория «низшей мифологии»? 7. В чем состоял гносеологический поворот в трактовках мифотворчества второй половины XIX в.? 8. Как трактовал А.А. Потебня познавательную функцию мифа? 9. Каковы, согласно Потебне, основные характеристики мифа как субъективизированной формы познания?
10. Как трактовал Потебня связь мифа и метафоры? 11. В чем суть концепции «психологического параллелизма»? 12. Какие психологические процессы, согласно Веселовскому, приводят к появлению мифологии? 13. Как трактовал Веселовский связь мифа и религиозного культа? Date: 2015-11-13; view: 362; Нарушение авторских прав |