Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кшв часть пятая. Теории мифотворчества второй половины XIX в





I

ущемили и т.п.; облака не дают дождя, иссохла вода в источниках; враждебные силы закопали их, держат влагу взаперти и надо побо­роть врага; браки с зверями; превращения; злая старуха изводит кра­савицу либо ее кто-то похищает, и ее приходится добывать силой или ловкостью и т.п.»1.

Мотивы перерастают в сюжеты, которые представляют собой образные схематические обобщения чередующихся в бытовой дей­ствительности актов человеческой жизни и психики. И если мо­тив формируется бессознательно, то «схематизм сюжета уже на­половину сознательный... и предполагает уже известную свободу; сюжет сказки, в известном смысле, уже акт творчества»2. При этом важно, что в сюжетные обобщения включена и оценка бытовых актов повседневной жизни человека. Поэтому в сюжете «снуются разные положения-мотивы»3. Первобытный миф воплощен в мо­тиве, позднейшие мифологические конструкции могут воплощать­ся в сюжетной форме. На этом пути открылись перспективы фор­малистического анализа мифологического и фольклорного творчества.

Оригинально трактовал Веселовский одну из ключевых в фоль­клористике проблем соотношения мифа со сказкой. Он не скло­нен был видеть в сказке фольклорную форму, производную от мифа. Он считал, что сказка и миф — две фольклорные формы, которые развиваются параллельно, каждая имеет свой собствен­ный путь эволюции4. Более того, сказка может быть и древнее мифа: «...Схема сказки древнее натуралистического мифа и эпи­ческой схемы; не всякая сказка должна была пройти стадию мифа»5.

Таким образом, Веселовский сформулировал новые принци­пы анализа межкультурных и внутрикультурньгх влияний, внес в науку о мифе новые оригинальные установки и идеи, заложил основания формалистического анализа мифологического (и фоль­клорного) творчества.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. С. 301.

2 Там же.

3 Там же. С. 305.

4 Там же. С. 302.

5 Там же. С. 501—502.


ГЛАВА 13. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. ЩЦ£Щ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. На каких теоретических основаниях создавалась «мифоло­гическая школа» в России?

2. На каких методологических основаниях создавалась «мифо­логическая школа» в России?

3. В чем особенности лингвистической теории мифа А.Н. Афа­насьева?

4. Как соотносятся между собой две лингвистические теории мифа — М. Мюллера и А.Н. Афанасьева?

5. По каким направлениям разрабатывалась лингвистическая теория мифа в России?

6. Как разрабатывалась в России теория «низшей мифологии»?

7. В чем состоял гносеологический поворот в трактовках мифо­творчества второй половины XIX в.?

8. Как трактовал А.А. Потебня познавательную функцию мифа?

9. Каковы, согласно Потебне, основные характеристики мифа как субъективизированной формы познания?

 

10. Как трактовал Потебня связь мифа и метафоры?

11. В чем суть концепции «психологического параллелизма»?

12. Какие психологические процессы, согласно Веселовскому, приводят к появлению мифологии?

13. Как трактовал Веселовский связь мифа и религиозного культа?








Date: 2015-11-13; view: 362; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию