Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гносеологический поворот
Во второй половине XIX в. под влиянием кантианства формировалось убеждение, что сущность мифа следует искать не'в отражении определенных природных явлений, не в связях мифа и слова, мифа и бытовых условий первобытности, а в структуре и закономерностях сознания субъекта, в истории его развития. Это был гносеологический поворот в науке о мифе. Миф — результат активности сознания; из структуры и деятельности сознания он и должен быть выведен. Как писал АА. Потебня, «именно в сознании заключались причины, почему человеку периода мифов мир представлялся таким, а не другим»3. Так возникает закономерная потребность в обогащении концептуального аппарата науки о мифе принципами и понятиями гносеологии и психологии. Александр Афанасьевич Потебня (1835—1891) родился в Полтавской губернии, закончил историко-филологический факультет Харьковского университета. Два года учился в Германии, где усвоил наработки немецкой сравнительно-исторической мифологии. Значительное влияние оказало на Потебню кантианство. Создал в Харьковским университете школу фольклорно-мифологических исследований («харьковские потебнианцы» — Д.Н. Овсянико-Куликов- Кирпичников А.И. Опыт сравнительного изучения западного и русского эпоса: Поэмы ломбардского цикла. М., 1873. С. VII. 2 Кирпичников А.И. Св. Георгий и Егорий Храбрый. СПб., 1879. С. 192. 3 Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. С. 155. ГЛАВА 13. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. Щ£Щ ский, Н.Ф. Сумцов и др.). Оставил после себя большой рукописный фонд, часть которого оказалась утерянной, часть не опубликована и до сих пор. В центре научных интересов Потебни — проблема связи языка и мышления. К ее решению он подходил с позиции сближения языкознания с психологией, логикой и гносеологией. Особенно близка Потебне идея, что в языке изначально заложен громадный творческий потенциал. Немецкие последователи Гумбольдта выяснили, что сфера языка полностью не коррелирует со сферой мысли. В начале фило- и онтогенеза мысль уже существует, но пока не облекается в словесную форму. Только впоследствии устанавливается неразрывная связь мысли и языка. А на уровне высокой отвлеченности (например, в математике), естественный язык вообще заменяется системой условных знаков (искусственным языком). Из этого Потебня делает очень важный вывод, который подтвержден наукой XX в. что мышление предшествует речи1. Но тогда возникает вопрос, «что же именно прибавляет слово к чувственной схеме? Ведь что бы оно ни прибавляло, это нечто должно быть существенным условием позднейшего совершенствования мысли, иначе сам язык будет не нужен»2. Потебня глубоко разрабатывал эту проблему. Во-первых, он показал, что слово, с одной стороны, является средством осознания единства и целостности чувственного образа, а с другой — средством разложения чувственного образа на абстракции и образование понятия. А понятие, как известно, вносит в познание мира необходимость, порядок, законосообразность и тем самым подготавливает возникновение науки. Во-вторых, в слове заключены единство и противоположность объективности и субъективности, поэтому слово является средством объективации сознания и трансформации сознания в самосознание. Потебня постоянно подчеркивает, что язык объективирует мысль. Основные исторические этапы объективации мысли: миф — искусство (поэзия) — наука (проза). Именно в объективации сознания с помощью слова Потебня видит ключ к пониманию природы мифа. Он выделяет познавательную функцию мифа и подчеркивает преемственность мифа и науки: наука развилась «из мифов, образованных посредством слова. Самый миф сходен с нау- Потебня А.А. Слово и миф. М. 1989. С. 51. 2 Там же. С. 138. ■£Щ| ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. кой в том, что и он произведен стремлением к объективному познанию мира»1. Поэзия (искусство) органично вырастает из мифологии в силу творческого характера языка. Искусство, «подобно слову, есть не столько выражение, сколько средство создания мысли... цель его, как и слова, — произвести известное субъективное настроение как в самом производителе, так и в понимающем...»2. В поэзии (а не в музыке, как некоторые его современники) Потебня усматривал базовый, исходный вид искусства3. Но рано или поздно процессы объективации сознания и дифференциации образности приводят к превращению представления в понятие, а значит, к порождению из искусства науки. Наука — качественно новый шаг по пути объективации сознания. Если в искусстве связь целостного образа и идеи не нуждается в доказательстве, она подразумевается сама собой, то в науке связь эмпирического образа (факта) и его понятийного обобщения (закона) должна быть доказана. Наука сначала превращает чувственную образность в систему понятий. Затем она сравнивает эту систему с действительностью, корректирует систему понятий, добиваясь все большего соответствия. (Причем такая корректировка никогда не бывает полностью завершенной и абсолютной.) Потебня тонко понимал границы между мифом, искусством и наукой, призывал не переходить к крайним оценкам: «Как мифы принимают в себя научные положения, так наука не изгоняет ни поэзии, ни веры, а существует рядом с ними, хотя ведет с ними споры о границах»4. На фоне современного расцвета квазинаучных мифологий5 эта мысль выглядит весьма актуально. Date: 2015-11-13; view: 1602; Нарушение авторских прав |