Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие лингвистической теории мифа в России
«Русский Гримм»: А.Н. Афанасьев Яркая страница отечественной традиции изучения мифологии представлена творчеством АН. Афанасьева (1826—1871) — продолжателя дела Ф. Буслаева, систематизатора русских народных сказок2, автора первого отечественного фундаментального труда по славянской мифологии3. На Западе работы А.Н. Афанасьева знали, ценили, переводили и говорили о нем как о «русском Гримме». Афанасьев, как и большинство представителей отечественной науки о мифе в XIX в., находился под влиянием немецкой традиции изучения мифотворчества — работ А. Куна, В. Шварца, В. Маннгард- Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX в. М. 1997. С. 17. 2 Народные русские сказки. Т.1—3. М. 1957. 3 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1—3. ГЛАВА 13. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В Хф В. ИЕ£Ш та — и особенно лингвистической теории М. Мюллера. Однако свои основные идеи Афанасьев разработал, по-видимому, независимо от работ Мюллера: ведь они были высказаны раньше, чем вышли в свет публикации Мюллера. Да и сама лингвистическая теория мифа у Афанасьева имеет существенные отличия от мюллеровской лингвистической теории. Афанасьев исходил из того, что загадки происхождения мифотворчества следует разрешать с помощью анализа исторического развития языка: «зерно, из которого вырастает мифологическое сказание, кроется в первозданном слове»1. По мнению Афанасьева, в истории языка надо выделять два периода. Первый период — домифологический, время, постепенного формирования языка; здесь царят поэтические метафоры, мифа еще нет, миф и поэзия слиты и полиостью совпадают. Этот период развития языка характеризуется образованием корней — тех основных звуков, в которых древнейший человек обозначал свои впечатления, производимые на него явлениями природы. Каждый из таких корней был не обозначением понятия, а неким эпитетом, выражавшим наиболее яркую особенность явления. Позднее они стали отражать общие для многих предметов признаки и употреблялись для обозначения каждого из них. Здесь нет логической определенности (предмет характеризуется не через его существенные свойства и действия, а через живой образ), она компенсируется ярким поэтическим колоритом. Между словом и предметом складываются два основных отношения. С одной стороны, предметы различные, но сходные в чем-то ярком, сближались и получали близкие наименования, производные от одного корня. Это первый исток метафорической образности древнейшего языка. С другой стороны, каждый предмет вызывал не одно, а множество впечатлений и определялся только через множество синонимичных выражений. В них каждый синоним обозначал одновременно и свойства других предметов и таким образом объединял их между собой. Так сложился второй (поэтический) исток метафоричности первобытного языка. На этом историческом этапе развития языка природа воссоздавалась лишь в эмоциональной, образно-метафорически-поэтической форме, предполагавшей обожание и обожествление ее. Первобытный человек просто не мог иначе отражать мир. 1 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. С. 15. ЩЕЗШ ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. Второй период — «период превращений». Это время упадка и расчленения языка, когда «стройность языка нарушается, обнаруживается постоянное падение его форм и замена их другими, звуки меняются, перекрещиваются; этому времени по преимуществу соответствует забвение коренного значения слов»1 и формирование мифологии. «Период превращений»2 характеризуется слиянием двух тенденций. Во-первых, возрастает потребность закрепить за каждым словом одно определенное значение и превратить его таким образом в понятие. Во-вторых, в то же время происходят забвение коренного значения слов, вековые утраты языка, изменение звуков и пр. В результате исходный смысл древних слов, метафорически-поэтического языка становится все темнее, загадочнее и таинственнее. Метафорический смысл древних слов в сознании народа приобретает значение действительного факта, а древний язык постепенно трансформируется из метафорического в мифологический образ мира. И уже небесные светила не только в переносном, поэтическом смысле именуются богами неба, но и в самом деле представляются первобытному сознанию этими живыми образами, а извилистая молния предстает огромным змеем, могучие ветры наделяются крыльями и т.д.3 Отголоски этого олицетворения сохранились и в современном поэтическом творчестве4. Таким образом, по Афанасьеву, мифология является продуктом развития древнейшего поэтико-метафорического языка, порождается из метафорического сближения природных явлений. Миф возникает как бессознательная метафора. Другого способа представления природы первобытный человек просто не имел. Процесс движения от метафоры к мифообразу прошел ряд этапов. Сначала происходило ассоциативное сближение яркого, впечатляющего явления природы с некоторыми предметами, освоенными человеком (Солнце — огонь; Солнце — колесо и др.). При этом свойства данных предметов переносятся на поражающие воображение явления природы. В результате образуются метафо- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. С. 6. 2 Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. М. 1996. С. 104—105. 3 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. 4 Афанасьев А.Н. Сказка и миф. Воронеж. 1864. С. 4—5. ГЛАВА 13. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. Щ| рические образы (Солнце = огонь; Солнце = колесо). Постепенно источник образности забывается, люди все чаще оперируют метафорами как само собой разумеющимися тождествами, и метафора постепенно превращается в миф. Далее простейшие мифы обрастают новыми образами, усложняются, развиваются в сюжеты. Рано или поздно исходная связь мифических образов и природных явлений окончательно разрывается, и миф становится независимой формой сознания. Так мифология порождается в ходе закономерных процессов развития языка и сознания первобытного человека. Поражающая нас свобода фантазии в мифе трактуется Афанасьевым как следствие свободы метафорического творчества в первобытном сознании. Он не разделял воззрений Мюллера о «болезни языка» как источнике мифа. По мнению Афанасьева, первобытный миф как поэтическая метафора порождался не бедностью языка, а совершенно свободно, творчески черпался из богатого источника природных явлений вследствие сближения между предметами, которые производят на сознание человека сходные впечатления. Это позволяло Афанасьеву легко оперировать понятиями всех вариантов лингвистической теории (солярным, метеорологическим), а также использовать теории «низшей мифологии». В традиционном для лингвистической теории мифа вопросе о том, какие стороны мира особенно поражали- воображение первобытного человека, Афанасьев не склонен был придавать особое значение каким-то отдельным сторонам природной среды, то ли астрономическим, то ли метеорологическим. Он сторонник, так сказать, интегрального подхода. Природа в целом, во всех ее противоречивых и циклических воздействиях на человека, является предметом его восхищения, обожания и преклонения. Он писал: «Противоречивость света и тьмы, тепла и холода, весенней жизни и зимнего омертвления — вот что особенно должно было поразить наблюдательный ум человека»1. Именно поэтому в языке большинства индоевропейских народов слова, обозначающие небо, в то же время служат для названия бога и т.д. «Поэтические воззрения славян на природу» В своем фундаментальном труде «Поэтические воззрения славян на природу» Афанасьев воссоздал славянскую мифологию как грандиозную систему первобытных воззрений на мир. Здесь же 1 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. С. 62. K£Zfl ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. был разработан и ряд важнейших концептуальных проблем теории мифотворчества. Одна из них связана с вопросом о том, по каким же закономерностям развивалось мифологическое сознание после того, как оно сформировалось из метафорического сознания. Афанасьев выделял три общие закономерные тенденции, которые, по его мнению, определяли направления развития мифологического сознания. Первая — это «раздробление мифических сказаний»1 в соответствии с географическими и бытовыми условиями племен. В разных этноплеменных группах высказывалось преимущественное сочувствие тем или иным конкретным сказаниям и образам, которые сохранялись и сакрализовались. Другие же не запечатлевались в коллективной памяти и постепенно забывались. Вторая закономерность — «низведение мифов на землю и прикрепление их к известной местности и историческим событиям»2, Так, боги отождествлялись с давно усопшими историческими личностями. Третья закономерность состоит в том, что мифологическим сказаниям придается нравственно-этическая мотивировка3. Например, с возникновением государства происходит канонизация преданий, причем уже не в народной среде, а в среде жрецов, властителей и поэтов, которые превращают отдельные мифы в поэмы о генезисе богов и др. Все эти три закономерности в своем взаимодействии определяли развитие мифов во времени, их объединение в сюжетные линии, в традиционные для данного этноса способы объяснения происхождения природы и самого этноса, судеб богов, героев и людей в мире и т.п. В фундаментальном труде Афанасьева разработаны также основания важнейшей концептуальной проблемы простейших бинарных оппозиций (свет—тьма, тепло—холод, жизнь—смерть, благо—зло, счастье — несчастье и др.), над которыми надстраиваются более сложные, составные мифологические структуры; каждая из оппозиций разворачивается в некоторую цепь образов4. Эта идея получила развитие в науке о мифе в XX в. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. С. 12. 2 Там же. С. 13. 3 Там же. С. 14. 4 Там же. С. 62, 94, 183—187, 605 и др. ГЛАВА 13. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. ■**■ Вместе с тем главный труд А.Н. Афанасьева имел и недостатки. Так, в нем, по сути, отсутствовал принцип историчности. В объяснениях и описаниях культурных явлений Афанасьев оставлял без должного внимания историческую сторону предмета, воздерживался от всяких исторических замечаний и исторической аналитики. Далее. Гносеологическая база его лингвистической теории — созерцательный сенсуализм. Афанасьев трактовал мифотворчество как пассивный (со стороны субъекта) продукт непосредственного впечатления, производимого природой на человека. При этом он пытался свести все многообразие форм мифологии к природным мифам, преувеличил роль небесных явлений, особенно грозовых туч и молний, в возникновении мифологии. В мифологии Афанасьев видел исключительно поэтико-эсте-тическое содержание. Первобытного человека он наделял лишь художественной фантазией, способностью к образному творчеству и не склонен был трактовать миф как форму познания. Кроме того, он довольно поверхностно характеризовал соционормативный аспект мифа (то, что тогда называли «нравственная мотивировка»). Еще Афанасьев был недостаточно критичен к эмпирическим источникам и поэтому иногда обобщал непроверенные данные; он отрицал двоеверие, влияние христианства на мифологию и фольклорное сознание. Date: 2015-11-13; view: 511; Нарушение авторских прав |