Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Магическое мировоззрение
Итак, Фрэзер показал, что анимистическая стадия культуры не является самой древней. Более древней выступает магическая стадия, магия, ритуальное действие. Первобытное сознание, мифотворчество были самым тесным образом связаны с обрядом, ритуалом, магией. А магия — это попытка сверхъестественного воздействия на материальный, физический мир (предметы, вещи, самого человека) с помощью определенных ритуальных действий, обрядов, заклинаний. На этом основании Фрэзер предложил трактовать историю культуры как историю трех типов мировоззрений — магического, религиозного, научного. Исходное первобытное мировоззрение — магическое. Магическое мировоззрение сменяется религиозным. Религию он определял как способ умиротворения сверхъестественных сил, которые контролируют и природу, и человека. Наконец, религиозное мировоззрение сменяется научным. Фрэзер считал, что в любой культуре (кроме первобытной) присутствуют элементы всех этих трех мировоззрений. Первобытный человек был на стадии магического мировоззрения. Эволюция культуры состояла в постепенном повышении в ней роли религии, а затем науки. В магическом мировоззрении мир подчинен безличным силам, которые контролируют в нем все. Но тот, кто знает, как направлять эти силы, как воздействовать на них, как манипулировать ими, может извлечь для себя немалую выгоду — направлять действия предметов в нужном для себя направлении. Первобытный человек видел в магии важнейшее средство решения стоявших перед ним проблем. Причем магические процедуры рассматривались им не как нечто вторичное, которое может ГЛАВА 14. МИФ И РИТУАЛ ЩМОк быть или не быть, а как неотъемлемая часть практического действия (охоты, рыбной ловли, военных действий и др.). Магический обряд — одновременно и составная часть, и репетиция практического действия. Если первобытному человеку не удавалось выполнить предваряющие практическое действие магические процедуры, то он и не начинал само такое действие. Вся жизнь первобытного человека была пропитана магическими обрядами. С его точки зрения, успех любого действия зависит не столько от объективных условий, его личного мастерства, сколько от того, в каком отношении он находится с теми безличными сверхъестественными силами, которые жестко определяют последовательность природных событий и управляют ими. По сути в каждой сфере деятельности складывалась своя разновидность магических обрядов. Так возникли вредоносная магия, военная магия, половая (любовная) магия, лечебно-предохранительная магия, промысловая магия, метеорологическая магия, а также множество самых разнообразных второстепенных видов магических ритуалов и заговоров — ритуалы при отыскании клада, при тушении пожара, для нахождения и отыскания вора и противоположные им по смыслу колдовские приемы воров для успеха кражи и т.д. и т.п.1 Не проводя грани между природным и культурным, естественным и сверхъестественным, первобытный человек был лишен возможности понимать меру и своей способности воздействовать на мир, и воздействия природы на него самого. Он явно переоценивал свои способности в этом отношении. Если природа есть мое продолжение, то и любое действие в ней определяется моими усилиями — такова исходная позиция магического мировоззрения. Первобытный человек верил в свою способность повлиять на окружающий мир, действуя по законам магии. Фрэзер исходил из того, что в основе магии «лежат довольно простые ходы мышления». Магия — это не продукт некоторой внелогической, внерациональной деятельности сознания; это мышление принципами. Первобытному человеку был присущ инстинкт поиска принципов мышления, в том числе инстинкт причинности. Но принципы, на которых построена магия, — это ложные принципы, они злоупотребляют «связью вещей». Поэтому первобытный человек еще не способен разграничить субъективную ассоциацию О классификации видов магии см.: Токарев С.А. Ранние формы религии. М, 1990. С. 404—506. ■ЗДЩ ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. МИФ В БРИТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ XX В. идей от объективной причинной связи явлений1. Ассоциативные связи элементов восприятия первобытным человеком непосред^ ственно переносятся на природные объекты и процессы по прин^ ципу: то, что связано в уме, точно так же связано и в реальной действительности. Законы магии, по Фрэзеру, не что иное, как ошибочное применение принципа причинности. Не ограничиваясь общими характеристиками первобытной магии, Фрэзер пытался выяснить принципы магического мышления, познавательные «механизмы», лежавшие в основе магии. По Фрэзеру, магическое мышление опиралось на два главных «идейных» принципа. Во-первых, на представление о том, что подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину (гомеопатическая магия); во-вторых, на представление о том, что вещи, когда-либо бывшие в соприкосновении друг с другом, продолжают взаимодействовать и после того, как контакт между ними прекратился (контагиозная магия). Первый принцип подводил мага, колдуна к мысли о том, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. Из второго принципа колдун делал (а некоторые и сейчас делают) вывод, согласно которому все то, что он проделывает с определенным предметом, окажет воздействие и на людей, соприкасавшихся хотя бы однажды с этим предметом2. Но со временем, убедившись в том, что магическое воздействие на мир сталкивается с существенными трудностями, первобытный человек приходит к выводу, что явления природы подчиняются целенаправленной воле духов и богов. Значит, чтобы повлиять на природные процессы, человек не может обращаться к природе напрямик. Он должен сначала умилостивить богов, униженно обращаясь к ним с молитвой, признаваясь в своей зависимости от них. Так постепенно формируется религиозное мировоззрение. Если магия — это явление индивидуально-психологическое, то религия социально-коллективна по своей сути. Date: 2015-11-13; view: 1034; Нарушение авторских прав |