Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Магическое мировоззрение





Итак, Фрэзер показал, что анимистическая стадия культуры не является самой древней. Более древней выступает магическая стадия, магия, ритуальное действие. Первобытное сознание, ми­фотворчество были самым тесным образом связаны с обрядом, ри­туалом, магией. А магия — это попытка сверхъестественного воз­действия на материальный, физический мир (предметы, вещи, самого человека) с помощью определенных ритуальных действий, обрядов, заклинаний.

На этом основании Фрэзер предложил трактовать историю культуры как историю трех типов мировоззрений — магического, религиозного, научного. Исходное первобытное мировоззрение — магическое. Магическое мировоззрение сменяется религиозным. Религию он определял как способ умиротворения сверхъесте­ственных сил, которые контролируют и природу, и человека. На­конец, религиозное мировоззрение сменяется научным. Фрэзер считал, что в любой культуре (кроме первобытной) присутствуют элементы всех этих трех мировоззрений. Первобытный человек был на стадии магического мировоззрения. Эволюция культуры состояла в постепенном повышении в ней роли религии, а затем науки.

В магическом мировоззрении мир подчинен безличным силам, которые контролируют в нем все. Но тот, кто знает, как направ­лять эти силы, как воздействовать на них, как манипулировать ими, может извлечь для себя немалую выгоду — направлять действия предметов в нужном для себя направлении.

Первобытный человек видел в магии важнейшее средство ре­шения стоявших перед ним проблем. Причем магические проце­дуры рассматривались им не как нечто вторичное, которое может


ГЛАВА 14. МИФ И РИТУАЛ ЩМОк

быть или не быть, а как неотъемлемая часть практического дей­ствия (охоты, рыбной ловли, военных действий и др.). Магический обряд — одновременно и составная часть, и репетиция практиче­ского действия. Если первобытному человеку не удавалось выпол­нить предваряющие практическое действие магические процеду­ры, то он и не начинал само такое действие.

Вся жизнь первобытного человека была пропитана магически­ми обрядами. С его точки зрения, успех любого действия зависит не столько от объективных условий, его личного мастерства, сколько от того, в каком отношении он находится с теми безличными сверхъ­естественными силами, которые жестко определяют последователь­ность природных событий и управляют ими. По сути в каждой сфере деятельности складывалась своя разновидность магических обрядов. Так возникли вредоносная магия, военная магия, половая (любовная) магия, лечебно-предохранительная магия, промысловая магия, метео­рологическая магия, а также множество самых разнообразных вто­ростепенных видов магических ритуалов и заговоров — ритуалы при отыскании клада, при тушении пожара, для нахождения и отыска­ния вора и противоположные им по смыслу колдовские приемы во­ров для успеха кражи и т.д. и т.п.1

Не проводя грани между природным и культурным, естествен­ным и сверхъестественным, первобытный человек был лишен воз­можности понимать меру и своей способности воздействовать на мир, и воздействия природы на него самого. Он явно переоцени­вал свои способности в этом отношении. Если природа есть мое продолжение, то и любое действие в ней определяется моими уси­лиями — такова исходная позиция магического мировоззрения. Первобытный человек верил в свою способность повлиять на ок­ружающий мир, действуя по законам магии.

Фрэзер исходил из того, что в основе магии «лежат довольно простые ходы мышления». Магия — это не продукт некоторой вне­логической, внерациональной деятельности сознания; это мышле­ние принципами. Первобытному человеку был присущ инстинкт поиска принципов мышления, в том числе инстинкт причинности. Но принципы, на которых построена магия, — это ложные принци­пы, они злоупотребляют «связью вещей». Поэтому первобытный человек еще не способен разграничить субъективную ассоциацию

О классификации видов магии см.: Токарев С.А. Ранние формы рели­гии. М, 1990. С. 404—506.


■ЗДЩ ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. МИФ В БРИТАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ XX В.

идей от объективной причинной связи явлений1. Ассоциативные связи элементов восприятия первобытным человеком непосред^ ственно переносятся на природные объекты и процессы по прин^ ципу: то, что связано в уме, точно так же связано и в реальной действительности. Законы магии, по Фрэзеру, не что иное, как ошибочное применение принципа причинности.

Не ограничиваясь общими характеристиками первобытной магии, Фрэзер пытался выяснить принципы магического мышле­ния, познавательные «механизмы», лежавшие в основе магии. По Фрэзеру, магическое мышление опиралось на два главных «идей­ных» принципа. Во-первых, на представление о том, что подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину (го­меопатическая магия); во-вторых, на представление о том, что вещи, когда-либо бывшие в соприкосновении друг с другом, про­должают взаимодействовать и после того, как контакт между ними прекратился (контагиозная магия). Первый принцип подводил мага, колдуна к мысли о том, что он может произвести любое же­лаемое действие путем простого подражания ему. Из второго прин­ципа колдун делал (а некоторые и сейчас делают) вывод, согласно которому все то, что он проделывает с определенным предметом, окажет воздействие и на людей, соприкасавшихся хотя бы однаж­ды с этим предметом2.

Но со временем, убедившись в том, что магическое воздей­ствие на мир сталкивается с существенными трудностями, перво­бытный человек приходит к выводу, что явления природы подчи­няются целенаправленной воле духов и богов. Значит, чтобы повлиять на природные процессы, человек не может обращаться к природе напрямик. Он должен сначала умилостивить богов, уни­женно обращаясь к ним с молитвой, признаваясь в своей зависимо­сти от них. Так постепенно формируется религиозное мировоззре­ние. Если магия — это явление индивидуально-психологическое, то религия социально-коллективна по своей сути.







Date: 2015-11-13; view: 1034; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию