Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Восприятие других западных теорий мифа
В России внимательно следили за западноевропейскими исследованиями в сфере изучения мифотворчества. Все новейшие западные разработки привлекали к себе внимание, активно обсуждались и принимались на вооружение. Так, поклонником идей В. Маннгардта в России был И. Мандельштам, противопоставлявший (иногда весьма прямолинейно) солярно-метеорологической теории концепции «низшей мифологии», верований в растительных демонов, духов и др. Найдыш В.М. Хронология и астрономия: Ньютон как историк // Наука и квазинаука. М., 2008. 2 Морозов Н. А. Христос. Т. I—VI. М, 1924—1932. 3 Наука и квазинаука. М., 2008. С. 254—274. 4 Тристан и Изольда. От героини любви феодальной Европы до богини ■£Ш1 ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. Если А.Н. Афанасьев и О.Ф. Миллер видели в Соловье-разбойнике «исполинскую птицу, затемняющую все небо, в образе которой фантазия воплотила неудержимо несущийся буйный ветер», то Мандельштам видел в нем «образ лешего, лесного духа»1. По его мнению, наблюдения над изменениями растительных процессов, мира живого являются предпосылкой для возникновения представлений об изменении самого человека2. При этом Мандельштам допускал взаимное проецирование небесных явлений на земные, а земных — на небесные3. Крупным представителем анимизма в России был Л.Я. Штернберг4 — выдающийся этнограф, глубокий знаток жизни первобытных народов Сибири. Он обращал внимание на зависимость мифологических и религиозных представлений от чувства бессилия перед стихией природных процессов и от человеческих отношений. Он писал, что человек в своей борьбе за существование прежде всего «применяет свои собственные силы. Наряду с грубой, физической силой он применяет свое великолепное орудие — свой интеллект, свои изобретения — орудия... Но вот оказывается, что все его гениальные изобретения недостаточны для борьбы с природой. При всем своем искусстве в одном случае он направляет стрелу в животное даже в самую плохую погоду и убивает его, а в другом случае при самых благоприятных условиях делает промах, стреляет и не попадает. В одном случае он может наловить рыбы в один день столько, что ее хватит надолго, а в другом случае могут пройти целые месяцы, и он не поймает ни одной рыбы... Мало того, в борьбе за существование бывают явления еще худшего порядка: болезнь, смерть... В подобных случаях человек бессилен. Но он не хочет покориться, и так же как он делает открытия в области техники, он делает открытия в той области, где он совершенно бессилен в борьбе за существование. Вот тут-то и начинается область религии»5. Мандельштам И. Опыт объяснения обычаев (индоевропейских народов), созданных под влиянием мифа. СПб., 1882. Ч. 1. С. 186. 2 Там же. С. 139. 3 Там же. С. 32. 4 Штернберг Л.Я. Современная этнология, новейшие успехи, научные 5 Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. Date: 2015-11-13; view: 355; Нарушение авторских прав |