Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Kijji часть пятая. Теории мифотворчества второй половины XIX в
в полевых исследованиях, накоплении эмпирических данных, не работали коллективно, комплексно. Их теоретические исследования были оторваны от эмпирических. Все это в конечном счете привело к разочарованию в теории и методологии эволюционизма. Внутри эволюционизма начался поиск новых исследовательских программ, в том числе и в сфере изучения мифотворчества и древних форм религии. Важное место в этом движении принадлежало Уильяму Робертсону Смиту, шотландскому исследователю Ветхого Завета и древних религий семитских народов. Изучая древнейшие пласты религиозного сознания и сравнивая их с современными религиями, Робертсон Смит пришел к ряду важных выводов. Так, он выяснил, что «древние религии не имели в большинстве случаев вероучений, они полностью состояли из институтов и обрядов»1. Это значит, что сущность религии надо искать не в вероучениях, догматике, мифологии, рассказах о богах, а в обрядах, обычаях, ритуалах, в соблюдении традиций, организующих общественную жизнь. Из этого следовало, что роль мифологии в первобытной культуре должна быть переосмыслена: «Поскольку мифы представляют собой объяснения обрядов, их значение второстепенно, и можно с уверенностью утверждать, что почти в каждом случае миф произошел из обряда, а не наоборот»2. Миф возникает тогда, когда первоначальный смысл обряда забывается, но нуждается в объяснении; таким объяснением и выступает миф. Речь идет об исходных, первичных мифах. Над ними надстраиваются производные, вторичные мифы, которые необходимы для религиозных спекуляций и систематизации культов и верований. Именно в силу необходимости выполнять такие роли «на более поздних стадиях развития древних религий мифология приобрела большую значимость»3. Какие из этого следуют методологические выводы? При изучении древних форм религии, мифологии исследование должно «начинать не с того, что было сказано о богах, а с действующих религиозных институтов, с выяснения их влияния на жизнь верующих»4. Необхбдимо сначала изучать обряды, обычаи, Робертсон Смит У. Лекции о религии семитов // Классики мирового религиоведения. М., 1996. С. 317. 2 Там же. С. 318. 3 Там же. С. 319. 4 Там же. С. 321. ГЛАВА 12. АНИМИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИФА К£ЁЯ ритуалы, обеспечивающие способы организации общественной жизни первобытных и древних народов, и уже из них выводить формы мифологического и религиозного сознания. (Например, описание обряда жертвоприношения и его объяснение тотемистической мифологией и пр.) При этом следует иметь в виду, что мифы изменялись вместе с изменением обрядов1. Так, в 1870—1880-е гг. в английской этнографии зарождаются методология изучения ритуально-обрядовой стороны первобытных культур и выведения из обряда объясняющего его мифа. Но такого рода исследования — это не дело «кабинетных» ученых. Археология и полевая этнография — вот те науки, которые способны продвинуть изучение первобытных религий и мифологий. Поэтому кэмбриджская школа британской социальной антропологии (У. Риверс, А. Хэддон, Ч. Зелигман, У Мак Дугалл и др.) закладывала в конце XIX в. традицию полевых исследований первобытных культур. Начиналась новая эпоха в науке о мифе: мифотворчество становится предметом непосредственного изучения как фактор жизнедеятельности первобытных обществ. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какую роль играла идея эволюции в естествознании первой половины XIX в.? 2. Как в XIX в. идея эволюции проникала в социально-гуманитарное познание? 3. На каких идеях и принципах строилась теория первобытной культуры Э.Б. Тайлора? 4. Что такое «принцип актуализма» и какую роль он сыграл в эволюционной этнографии? 5. В чем сущность концепции анимизма? 6. Как трактуется сущность мифа в концепции анимизма Тайлора? 7. Как трактовал Тайлор связь мифа и магии? 8. В чем заключался кризис эволюционизма конца XIX в.? 9. По каким направлениям шел поиск новых исследовательских программ, способных преодолеть кризис эволюционизма? 1 Робертсон Смит У. Указ. соч. С. 323—324. ГЛАВА 13 МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В. 13.1. СТАНОВЛЕНИЕ «МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ»: Ф.И. БУСЛАЕВ Date: 2015-11-13; view: 378; Нарушение авторских прав |