Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Kijji часть пятая. Теории мифотворчества второй половины XIX в





в полевых исследованиях, накоплении эмпирических данных, не работали коллективно, комплексно. Их теоретические исследова­ния были оторваны от эмпирических.

Все это в конечном счете привело к разочарованию в теории и методологии эволюционизма. Внутри эволюционизма начался поиск новых исследовательских программ, в том числе и в сфере изучения мифотворчества и древних форм религии. Важное мес­то в этом движении принадлежало Уильяму Робертсону Смиту, шотландскому исследователю Ветхого Завета и древних религий семитских народов.

Изучая древнейшие пласты религиозного сознания и сравни­вая их с современными религиями, Робертсон Смит пришел к ряду важных выводов. Так, он выяснил, что «древние религии не имели в большинстве случаев вероучений, они полностью состояли из институтов и обрядов»1. Это значит, что сущность религии надо искать не в вероучениях, догматике, мифологии, рассказах о бо­гах, а в обрядах, обычаях, ритуалах, в соблюдении традиций, орга­низующих общественную жизнь. Из этого следовало, что роль мифологии в первобытной культуре должна быть переосмыслена: «Поскольку мифы представляют собой объяснения обрядов, их значение второстепенно, и можно с уверенностью утверждать, что почти в каждом случае миф произошел из обряда, а не наоборот»2. Миф возникает тогда, когда первоначальный смысл обряда забы­вается, но нуждается в объяснении; таким объяснением и высту­пает миф. Речь идет об исходных, первичных мифах. Над ними надстраиваются производные, вторичные мифы, которые необхо­димы для религиозных спекуляций и систематизации культов и ве­рований. Именно в силу необходимости выполнять такие роли «на более поздних стадиях развития древних религий мифология при­обрела большую значимость»3. Какие из этого следуют методоло­гические выводы?

При изучении древних форм религии, мифологии исследова­ние должно «начинать не с того, что было сказано о богах, а с дей­ствующих религиозных институтов, с выяснения их влияния на жизнь верующих»4. Необхбдимо сначала изучать обряды, обычаи,

Робертсон Смит У. Лекции о религии семитов // Классики мирово­го религиоведения. М., 1996. С. 317.

2 Там же. С. 318.

3 Там же. С. 319.

4 Там же. С. 321.


ГЛАВА 12. АНИМИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИФА К£ЁЯ

ритуалы, обеспечивающие способы организации общественной жизни первобытных и древних народов, и уже из них выводить формы мифологического и религиозного сознания. (Например, описание обряда жертвоприношения и его объяснение тотемис­тической мифологией и пр.) При этом следует иметь в виду, что мифы изменялись вместе с изменением обрядов1.

Так, в 1870—1880-е гг. в английской этнографии зарождаются методология изучения ритуально-обрядовой стороны первобыт­ных культур и выведения из обряда объясняющего его мифа. Но такого рода исследования — это не дело «кабинетных» ученых. Археология и полевая этнография — вот те науки, которые спо­собны продвинуть изучение первобытных религий и мифологий. Поэтому кэмбриджская школа британской социальной антропо­логии (У. Риверс, А. Хэддон, Ч. Зелигман, У Мак Дугалл и др.) за­кладывала в конце XIX в. традицию полевых исследований перво­бытных культур. Начиналась новая эпоха в науке о мифе: мифотворчество становится предметом непосредственного изуче­ния как фактор жизнедеятельности первобытных обществ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какую роль играла идея эволюции в естествознании первой половины XIX в.?

2. Как в XIX в. идея эволюции проникала в социально-гумани­тарное познание?

3. На каких идеях и принципах строилась теория первобытной культуры Э.Б. Тайлора?

4. Что такое «принцип актуализма» и какую роль он сыграл в эволюционной этнографии?

5. В чем сущность концепции анимизма?

6. Как трактуется сущность мифа в концепции анимизма Тай­лора?

7. Как трактовал Тайлор связь мифа и магии?

8. В чем заключался кризис эволюционизма конца XIX в.?

9. По каким направлениям шел поиск новых исследовательских программ, способных преодолеть кризис эволюционизма?

1 Робертсон Смит У. Указ. соч. С. 323—324.


ГЛАВА 13

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ В XIX В.

13.1. СТАНОВЛЕНИЕ «МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ»: Ф.И. БУСЛАЕВ







Date: 2015-11-13; view: 378; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию