Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие мифа в концепции анимизма





«Голос духов»

Ядром тайлоровской теории первобытной культуры была кон­цепция анимизма. По Тайлору, анимизм — это первое проявление религиозного чувства, которое возникает у дикаря вследствие того, что он не видит различия между образами окружающего его мира наяву и во сне.

Скудное первобытное сознание с его бедным (по сути детс­ким) интеллектом в результате размышлений, попыток объяснить мир приходит к выводу о существовании духовных существ (тон­ких, невещественных, призрачных наподобие пара или воздуха), «бестелесных двойников». Такими существами пронизан мир; они управляют вещами, человеком, его жизнью, рождением, смертью, болезнями и пр. Сначала формировался образ духов, затем вера в то, что они управляют природными вещами, жизнью человека «и здесь, и за гробом». А вслед за этим верования «переходят на практике в действительное поклонение»2. В идолах и фетишах ди­карем почитается дух, поселившийся в них. Одушевление мира до­стигает высшей своей точки в олицетворении его, т.е. в первобыт­ном мифотворчестве.

В качестве примеров пережитков Тайлор называл суеверия, детские и азартные игры, старинные поговорки и пословицы, загадки, дет­ские песни, некоторые стереотипы и ритуалы поведения (тосты, по­желания при чихании и др.). 2 Там же. С. 212.


■ЕЯ ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Тайлоровская концепция анимизма, хотя и преобладала, но не была единственной анимистической концепцией в науке XIX в. По-разному интерпретировали истоки первобытного одухотворения мира, его связи с фетишизмом, с культом умерших, с тотемизмом и др. Так, если, по Тайлору, вера в души людей развилась из веры в духов, населявших всю природу, то Г. Спенсер считал, что истоки анимиз­ма восходят к вере в души умерших и почитанию предков; культ предков — это единый исходный пункт одушевления мира, а культ животных, фетишизм, тотемизм — все это лишь вырождение, деге­нерация культа душ усопших в результате различных ошибок мыш­ления человека1.

Разновидностью анимизма была концепция аниматизма (ди­намизма) Р.-Р. Маретта2, постулировавшая существование единой обезличенной, пронизывающей все бытие духовной силы. В ми­фологиях многих племен эта единая духовная сила безымянна и предшествует персонифицированным духам.

В концепции Тайлора мифотворчество — это квинтэссенция верований в одушевление всей природы.







Date: 2015-11-13; view: 323; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию