Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие мифа в концепции анимизма
«Голос духов» Ядром тайлоровской теории первобытной культуры была концепция анимизма. По Тайлору, анимизм — это первое проявление религиозного чувства, которое возникает у дикаря вследствие того, что он не видит различия между образами окружающего его мира наяву и во сне. Скудное первобытное сознание с его бедным (по сути детским) интеллектом в результате размышлений, попыток объяснить мир приходит к выводу о существовании духовных существ (тонких, невещественных, призрачных наподобие пара или воздуха), «бестелесных двойников». Такими существами пронизан мир; они управляют вещами, человеком, его жизнью, рождением, смертью, болезнями и пр. Сначала формировался образ духов, затем вера в то, что они управляют природными вещами, жизнью человека «и здесь, и за гробом». А вслед за этим верования «переходят на практике в действительное поклонение»2. В идолах и фетишах дикарем почитается дух, поселившийся в них. Одушевление мира достигает высшей своей точки в олицетворении его, т.е. в первобытном мифотворчестве. В качестве примеров пережитков Тайлор называл суеверия, детские и азартные игры, старинные поговорки и пословицы, загадки, детские песни, некоторые стереотипы и ритуалы поведения (тосты, пожелания при чихании и др.). 2 Там же. С. 212. ■ЕЯ ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. Тайлоровская концепция анимизма, хотя и преобладала, но не была единственной анимистической концепцией в науке XIX в. По-разному интерпретировали истоки первобытного одухотворения мира, его связи с фетишизмом, с культом умерших, с тотемизмом и др. Так, если, по Тайлору, вера в души людей развилась из веры в духов, населявших всю природу, то Г. Спенсер считал, что истоки анимизма восходят к вере в души умерших и почитанию предков; культ предков — это единый исходный пункт одушевления мира, а культ животных, фетишизм, тотемизм — все это лишь вырождение, дегенерация культа душ усопших в результате различных ошибок мышления человека1. Разновидностью анимизма была концепция аниматизма (динамизма) Р.-Р. Маретта2, постулировавшая существование единой обезличенной, пронизывающей все бытие духовной силы. В мифологиях многих племен эта единая духовная сила безымянна и предшествует персонифицированным духам. В концепции Тайлора мифотворчество — это квинтэссенция верований в одушевление всей природы. Date: 2015-11-13; view: 323; Нарушение авторских прав |