Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 12. Анимистическая концепция мифа





нен переоценивать достижения варварства и принижать достижения цивилизации. Вместе с тем Морган сформулировал ряд основопола­гающих идей, которые легли в основу британской социальной антро­пологии: периодизация первобытной истории, идея эволюции обще­ства, развитие форм собственности, структуралистский подход в исследовании родства и форм брака и др.

Все это придало исследованиям мифотворчества во второй половине XIX в. качественно новый характер.

От пережитков к их первобытным истокам: Э.Б. Тайлор

Пионером распространения методологии эволюционизма на историю первобытной культуры был Эдвард Барнет Тайлор (1832—1917). Его трудами закладывались основы британской со­циальной антропологии, первый исторический период которой ба­зировался на принципах эволюционизма. Идеи эволюционизма вдохновляли также таких ярких представителей британской соци­альной антропологии, как Дж. Леббок («Доисторические време­на», 1865), Дж. Мак-Леннан («Первобытный брак», 1865), Дж. Фрэ­зер и др.

Тайлор родился в квакерской семье, в молодости готовился к предпринимательской деятельности, высшего образования не по­лучил. Обладатель таланта исследователя, блестящего писательско­го дара, склонности к глубоким философским обобщениям, Тайлор нашел себе по тем временам редкое поприще — изучение культуры первобытного общества. Изучал древние и новые языки (в том числе русский и фиджийский), много путешествовал по Северной и Цент­ральной Америке. Переломным в его судьбе оказался 1855 г., когда во время поездки для поправки здоровья в США Тайлор заинтересо­вался бытом, культурой и историей коренных народов этой страны.

В основе мировоззрения Тайлора — убеждение, что история человечества является частью и продолжением истории природы и подчиняется таким же закономерностям, которым подчиняются любые естественные процессы — движение волн, сочетание хими­ческих элементов, рост растений или животных... Поэтому «различ­ные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного раз­вития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего»1. Раз-

1 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 18.


■££■ ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

витие человеческой культуры происходит постепенно от низшего к высшему, шаг за шагом, от первобытных состояний к современ­ным, цивилизованным.

Хотя история культуры и содержит моменты вырождения, упадка, деградации, тем не менее доминирующее ее направле­ние — прогресс. Достижения цивилизации никогда не теряются, могут быть утеряны лишь отдельные их моменты. Поэтому насто­ящее состояние культуры полностью предопределено ее прошлы­ми состояниями. Любой элемент культуры можно проследить вглубь истории через выявление его зачаточных состояний. Это значит, что изучение первобытного общества и его культуры по­зволяет обнаружить те общие законы, по которым живет и разви­вается все человечество. Такие законы неизменны так же, как и за­коны развития природы.

Эти рассуждения позволили Тайлору перенести принцип ак-туализма из геологии в этнографию. По его мнению, «тенденции в развитии культуры были одинаковы во все времена существова­ния человеческого общества и... по тому развитию культуры, ко­торое нам известно из истории, мы смело можем судить и о ее до­историческом развитии»1. Эту методологическую установку он считал основным принципом этнографического исследования2.

Тайлор рассматривал историю духовной культуры как объек­тивный прямолинейный («движение по одной общей линии»3) про­цесс накопления человеческого опыта, развития сознания от про­стого к сложному, от гомогенного к гетерогенному. Между разными формами и уровнями сознания могут быть только коли­чественные, но не качественные различия, т.е. развитие культуры не содержит скачков и революций. Вместе с тем эволюция культу­ры предполагает не только однонаправленный, «линейный» про­гресс, но и отдельные проявления деградации, переживание куль­турными формами своего времени, оживление старых форм в новых уровнях культурного роста, т.е. пережитки и др.

Особое внимание в концепции Тайлора уделено таким явле­ниям, как культурные пережитки и оживление культурных форм. То, что в древних культурах выступало ведущей формой, главной тенденцией, в условиях цивилизации может сохраняться в виде пе­режитка, «памятника прошлого», живого свидетельства прошлых

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. С. 40.

2 Там же.

3 Там же. С. 43.








Date: 2015-11-13; view: 551; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию