Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 12. Анимистическая концепция мифа
нен переоценивать достижения варварства и принижать достижения цивилизации. Вместе с тем Морган сформулировал ряд основополагающих идей, которые легли в основу британской социальной антропологии: периодизация первобытной истории, идея эволюции общества, развитие форм собственности, структуралистский подход в исследовании родства и форм брака и др. Все это придало исследованиям мифотворчества во второй половине XIX в. качественно новый характер. От пережитков к их первобытным истокам: Э.Б. Тайлор Пионером распространения методологии эволюционизма на историю первобытной культуры был Эдвард Барнет Тайлор (1832—1917). Его трудами закладывались основы британской социальной антропологии, первый исторический период которой базировался на принципах эволюционизма. Идеи эволюционизма вдохновляли также таких ярких представителей британской социальной антропологии, как Дж. Леббок («Доисторические времена», 1865), Дж. Мак-Леннан («Первобытный брак», 1865), Дж. Фрэзер и др. Тайлор родился в квакерской семье, в молодости готовился к предпринимательской деятельности, высшего образования не получил. Обладатель таланта исследователя, блестящего писательского дара, склонности к глубоким философским обобщениям, Тайлор нашел себе по тем временам редкое поприще — изучение культуры первобытного общества. Изучал древние и новые языки (в том числе русский и фиджийский), много путешествовал по Северной и Центральной Америке. Переломным в его судьбе оказался 1855 г., когда во время поездки для поправки здоровья в США Тайлор заинтересовался бытом, культурой и историей коренных народов этой страны. В основе мировоззрения Тайлора — убеждение, что история человечества является частью и продолжением истории природы и подчиняется таким же закономерностям, которым подчиняются любые естественные процессы — движение волн, сочетание химических элементов, рост растений или животных... Поэтому «различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего»1. Раз- 1 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 18. ■££■ ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. витие человеческой культуры происходит постепенно от низшего к высшему, шаг за шагом, от первобытных состояний к современным, цивилизованным. Хотя история культуры и содержит моменты вырождения, упадка, деградации, тем не менее доминирующее ее направление — прогресс. Достижения цивилизации никогда не теряются, могут быть утеряны лишь отдельные их моменты. Поэтому настоящее состояние культуры полностью предопределено ее прошлыми состояниями. Любой элемент культуры можно проследить вглубь истории через выявление его зачаточных состояний. Это значит, что изучение первобытного общества и его культуры позволяет обнаружить те общие законы, по которым живет и развивается все человечество. Такие законы неизменны так же, как и законы развития природы. Эти рассуждения позволили Тайлору перенести принцип ак-туализма из геологии в этнографию. По его мнению, «тенденции в развитии культуры были одинаковы во все времена существования человеческого общества и... по тому развитию культуры, которое нам известно из истории, мы смело можем судить и о ее доисторическом развитии»1. Эту методологическую установку он считал основным принципом этнографического исследования2. Тайлор рассматривал историю духовной культуры как объективный прямолинейный («движение по одной общей линии»3) процесс накопления человеческого опыта, развития сознания от простого к сложному, от гомогенного к гетерогенному. Между разными формами и уровнями сознания могут быть только количественные, но не качественные различия, т.е. развитие культуры не содержит скачков и революций. Вместе с тем эволюция культуры предполагает не только однонаправленный, «линейный» прогресс, но и отдельные проявления деградации, переживание культурными формами своего времени, оживление старых форм в новых уровнях культурного роста, т.е. пережитки и др. Особое внимание в концепции Тайлора уделено таким явлениям, как культурные пережитки и оживление культурных форм. То, что в древних культурах выступало ведущей формой, главной тенденцией, в условиях цивилизации может сохраняться в виде пережитка, «памятника прошлого», живого свидетельства прошлых Тайлор Э.Б. Первобытная культура. С. 40. 2 Там же. 3 Там же. С. 43. Date: 2015-11-13; view: 551; Нарушение авторских прав |