Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 12. Анимистическая концепция мифа ksh
кообразных обезьян, а также палеонтологии, истории, археологии) он выдвинул идею родства человека и обезьян, их происхождения от одного общего предка, жившего в эпоху неогена. Согласно положению, сформулированному Дарвином, психическая деятельность человека — это лишь высшее звено единого процесса эволюции психики1. Одной из форм воплощения методологии эволюционизма выступил актуалистический метод, призванный дать ключ к пониманию прошлого по тем следам, которые оно оставило в настоящем. Так, в геологии была продемонстрирована возможность по характеру современных геологических процессов описывать (разумеется, с определенной долей приближения) закономерности древнейших геологических процессов (преобразования ландшафта, земной коры, образование горных пород и др.). Успехи методологии эволюционизма в геологии и биологии привели к идее перенесения ее в гуманитарное знание, в те его разделы, которые исследуют историю культуры, особенно первобытной культуры. Ведь одна из методологических установок эволюционизма предполагает, что изучение законов развития общества, культуры нужно начинать с первобытного периода, поскольку процесс познания должен следовать за историей самого объекта2. Таким образом закладывались идейные предпосылки британской социальной антропологии3. Во второй половине XIX в. изменился и социально-политический фон гуманитарного познания. В частности, трансформировалось и понимание цивилизации, и отношение к ней. Цивилизация — это не только идеал; она еще и некоторый долг перед общечеловеческой историей, некоторая миссия; носители цивилизации обязаны нести ее тем этносам, которые находятся на «заре истории», не перешли границы цивилизации. Понятие цивилизации становится основой идеологии «бремени белого человека», вы- При этом он был даже не склонен излишне противопоставлять психику животных и сознание человека, считая, что между интеллектами обезьяны и человека существуют лишь количественные, но не качественные различия. Спенсер Г. О законах вообще и о порядке их открытия // Опыты научные, философские и политические. СПб., 1899. Т. И. С. 94. Социальной антропологией в Великобритании называется дисциплина, которую в других странах называют этнологией или этнографией. К££Я ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. полняющего свой исторический долг перед «нецивилизованными дикарями», а по сути — практики колониализма и империализма. Расширение торговых, экономических, социально-политических связей метрополий и колоний, европейцев с народами Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии и Океании, а также колоний между собой требовали совершенствования не только мер военно-политического характера (прежде всего усложнения аппарата колониальной администрации, роста разнообразия его задач и функций и др.), экономического воздействия, но и средств социокультурного взаимодействия. Это предполагало обстоятельное знание культуры, традиций, обычаев аборигенов и сформировало «социальный заказ» на углубленное научное изучение духовной культуры этих народов. Так, во второй половине XIX в. исследования в области этнографии (этнологии) в Англии, Франции, Германии и России получают новые импульсы для своего развития. В этих условиях изменилось и отношение к науке о первобытной культуре. В ней все больше усматривается не далекое от жизни, абстрактное знание, а важное, актуальное знание, практически значимое для колониальной политики. Кроме того, институты колониального управления способствовали значительному росту массива эмпирических данных о первобытной культуре. А вместе с ним возрастали требования и к теории. Расширился фронт поиска новых теоретико-методологических подходов, концепций для обобщения эмпирического материала. Так, в частности, цивилизацию начинают трактовать не как результат постепенного приращения определенных черт общественной жизни, но как качественный переход, скачок в истории. Становление цивилизации разграничивает качественно несопоставимые стадиальные состояния общественного организма — первобытное и цивилизованное. Именно в таком значении был использован термин «цивилизация» Л.Г Морганом, а затем и Ф. Энгельсом в исследованиях первобытной истории и эпохи классооб-разования. Морган разделял историю человечества на этапы дикости, варварства и цивилизации, связывал начало цивилизации с господством идеи собственности «как страсти над всеми другими страстями»1 и с «употреблением письма или равнозначных ему иероглифов»2. Высоко оценивая историческую роль родовой общины, он был скло- Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1935. С. 7. 2 Там же. С. 21. Date: 2015-11-13; view: 391; Нарушение авторских прав |