Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 12. Анимистическая концепция мифа ksh





кообразных обезьян, а также палеонтологии, истории, археологии) он выдвинул идею родства человека и обезьян, их происхождения от одного общего предка, жившего в эпоху неогена. Согласно положе­нию, сформулированному Дарвином, психическая деятельность че­ловека — это лишь высшее звено единого процесса эволюции пси­хики1.

Одной из форм воплощения методологии эволюционизма вы­ступил актуалистический метод, призванный дать ключ к пони­манию прошлого по тем следам, которые оно оставило в настоя­щем. Так, в геологии была продемонстрирована возможность по характеру современных геологических процессов описывать (ра­зумеется, с определенной долей приближения) закономерности древнейших геологических процессов (преобразования ландшаф­та, земной коры, образование горных пород и др.).

Успехи методологии эволюционизма в геологии и биологии привели к идее перенесения ее в гуманитарное знание, в те его разделы, которые исследуют историю культуры, особенно перво­бытной культуры. Ведь одна из методологических установок эво­люционизма предполагает, что изучение законов развития обще­ства, культуры нужно начинать с первобытного периода, поскольку процесс познания должен следовать за историей самого объекта2. Таким образом закладывались идейные предпосылки британской социальной антропологии3.

Во второй половине XIX в. изменился и социально-политиче­ский фон гуманитарного познания. В частности, трансформиро­валось и понимание цивилизации, и отношение к ней. Цивилиза­ция — это не только идеал; она еще и некоторый долг перед общечеловеческой историей, некоторая миссия; носители циви­лизации обязаны нести ее тем этносам, которые находятся на «заре истории», не перешли границы цивилизации. Понятие цивилиза­ции становится основой идеологии «бремени белого человека», вы-

При этом он был даже не склонен излишне противопоставлять пси­хику животных и сознание человека, считая, что между интеллекта­ми обезьяны и человека существуют лишь количественные, но не качественные различия.

Спенсер Г. О законах вообще и о порядке их открытия // Опыты на­учные, философские и политические. СПб., 1899. Т. И. С. 94. Социальной антропологией в Великобритании называется дисцип­лина, которую в других странах называют этнологией или этногра­фией.


К££Я ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

полняющего свой исторический долг перед «нецивилизованными дикарями», а по сути — практики колониализма и империализма.

Расширение торговых, экономических, социально-политиче­ских связей метрополий и колоний, европейцев с народами Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии и Океании, а также коло­ний между собой требовали совершенствования не только мер воен­но-политического характера (прежде всего усложнения аппарата колониальной администрации, роста разнообразия его задач и функ­ций и др.), экономического воздействия, но и средств социокультур­ного взаимодействия. Это предполагало обстоятельное знание куль­туры, традиций, обычаев аборигенов и сформировало «социальный заказ» на углубленное научное изучение духовной культуры этих народов. Так, во второй половине XIX в. исследования в области этнографии (этнологии) в Англии, Франции, Германии и России получают новые импульсы для своего развития.

В этих условиях изменилось и отношение к науке о перво­бытной культуре. В ней все больше усматривается не далекое от жизни, абстрактное знание, а важное, актуальное знание, прак­тически значимое для колониальной политики. Кроме того, ин­ституты колониального управления способствовали значительно­му росту массива эмпирических данных о первобытной культуре. А вместе с ним возрастали требования и к теории. Расширился фронт поиска новых теоретико-методологических подходов, кон­цепций для обобщения эмпирического материала.

Так, в частности, цивилизацию начинают трактовать не как результат постепенного приращения определенных черт обще­ственной жизни, но как качественный переход, скачок в истории. Становление цивилизации разграничивает качественно несопо­ставимые стадиальные состояния общественного организма — первобытное и цивилизованное. Именно в таком значении был ис­пользован термин «цивилизация» Л.Г Морганом, а затем и Ф. Эн­гельсом в исследованиях первобытной истории и эпохи классооб-разования.

Морган разделял историю человечества на этапы дикости, вар­варства и цивилизации, связывал начало цивилизации с господством идеи собственности «как страсти над всеми другими страстями»1 и с «употреблением письма или равнозначных ему иероглифов»2. Высоко оценивая историческую роль родовой общины, он был скло-

Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1935. С. 7. 2 Там же. С. 21.








Date: 2015-11-13; view: 391; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию