Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 11. Мифология и лингвистика. Ральной и Северной Европы сложились под сильнейшим влиянием «низшей мифологии» народов Южной Европы. ) маннгардт убедительно показал
Ц££Ц ральной и Северной Европы сложились под сильнейшим влиянием «низшей мифологии» народов Южной Европы.) Маннгардт убедительно показал, что первобытная мифология была насыщена множеством разнообразных духов, выражавших силы дикой природы, ее активную и бурную жизнь. Первобытное сознание наделило их красотой, юностью, богатством, неисчерпаемостью, неистовством, способностью к периодическим угасаниям и воскрешениям. Силы дикой природы вечны, в них диалектически переплетены смерть и воскрешение, расцвет сменяется отмиранием, а далее — неизбежна новая весна как прелюдия очередного расцвета и изобилия. Блестящие, яркие, основанные на богатейшем эмпирическом материале работы Маннгардта составили целую эпоху в науке о сущности мифа, оказали плодотворное влияние на несколько последующих поколений исследователей мифотворчества. Один из главных итогов его исследований сосредоточен в выводе о том, что мифология должна быть понята как развивающаяся, иерархически организованная система наглядных обобщенных образов. От «богов мгновения» до «личного бога»: Г. Узенер Важный шаг в развитии представлений о сущности мифотворчества сделал Герман Узенер, который, как и М. Мюллер, исходил из идеи тесной связи языка и мифа. Однако Узенер трактовал эту связь иначе — как целостность системы «миф—язык». С его точки зрения, об эволюции образов богов мы можем более или менее определенно судить лишь на основании изменения их имен. Изучая, как изменялись имена богов, можно реконструировать развитие представлений и о мифологических богах, и о монотеистических, в том числе о христианском Боге. По Узенеру, подобная реконструкция может быть осуществлена при учете ряда обстоятельств. Во-первых, язык и мифологические образы имеют один источник. Представления о духах и богах возникают не в ходе пассивного созерцания отдельных предметов, а в моменты особо активных состояний сознания, периоды его напряжения и расслабления. Из такого же источника происходит и язык1. Интенсификация и концентрация чувственного опыта порождают как язык, так и миф. Usener Н. Gotternamen. Versuch einer Lehre von der religiosen Begriffsbildung. Bonn, 1895. S. 3. 8 -10856 ■££■ ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. Во-вторых, мифологические (и религиозные) образы развивались через обобщение от единичного к общему: от индивидуальных представлений ко все более общим образам; сначала — к видовым, затем видовые образы перерастали в родовые общие представления-абстракции, идеи. В-третьих, имена богов употреблялись и синонимично, и омонимично; причем омонимы, хотя и более многочисленные, относились к сравнительно небольшому кругу божеств. В-четвертых, по мере развития абстрактного мышления первоначальные значения мифообразов существенно трансформировались, вплоть до обретения противоположного значения у их современных аналогов (в обыденном сознании, фольклоре и др.). В самом начале одухотворялись отдельные индивидуальные явления или действия, как, например, молния, гроза, сноп в поле, отдельное, чем-то выделяющееся дерево и т.д. Шум листвы, дуновение ветра, мерцание света — во всем этом первобытное сознание усматривало проявления лесных духов, демонических сил, населяющих леса и поля. Все это были «боги мгновения». Ведь любой предмет, любой образ может быть возведен в ранг божества, демона, если он имеет для человека некоторый таинственный интерес. Этому моменту развития мифа в истории языка соответствовал период активного наименования, номинирования вещей, предметов природы. «Боги мгновения» — формирующиеся под влиянием момента, бессознательные, текучие, неустойчивые и непроизвольные образы духов, не имеющие фиксированных и детерминированных очертаний. Эти образы символизируют демонические силы, которые не столько отражаются, сколько переживаются человеком. Не будучи в силах их описать, человек дает им определенные имена и весьма условно, относительно описывает их содержание. В^альнейшем вырабатываются более общие представления о богах. Решающими факторами здесь оказываются коллективная память, способность к обобщению, возрастание практической активности человека, его производственной мощи, диверсификация форм деятельности, рост ее специализации. Каждая деятельность несет в себе специфические импульсы для сознания человека. Не только результат той или иной формы деятельности, но и ее мотивы воспроизводятся в сознании. С течением времени обобщенные образы «богов мгновения» оказываются «привязанными» к какой-нибудь одной, определенной и значимой для человека сфере дея- Date: 2015-11-13; view: 359; Нарушение авторских прав |