Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 11. Мифология и лингвистика. Тельности. Для каждой из таких сфер были созданы свои особые боги, получавшие яркие, выразительные наименования
тельности. Для каждой из таких сфер были созданы свои особые боги, получавшие яркие, выразительные наименования. Таких богов Узенер называл «специальными божествами», и эти «профессиональные боги» постепенно приобретают статус духов-хранителей, покровительствующих носителям той или иной специальности — кузнецам, воинам, охотникам, купцам и др. В мифологии каждого народа есть немало таких «специальных» или «профессиональных» богов. Особенно детальной такая система специализации богов была у древних римлян. Узенер отмечает, что у римлян «для всех действий и состояний созданы особые боги, которые наделялись четкими именами; причем обожествлялись не только действия и состояния в целом, но и все их выделяющиеся каким-либо образом периоды, акты, моменты... Так, при освящении поля жрец-фламин призывал помимо богинь земли, Теллуры и Цереры, еще двенадцать богов: Вервактора при первой распашке целины, Ре-паратора при второй распашке, Инпорцитора при третьей, и последней, пахоте.., Инситора при севе, Обаратора при запахивании после сева, Оккатора при бороновании, Саритора при выдергивании сорняков, Мессора при жатве, Конквектора при свозе зерна, Кондитора при закладке в амбар, Промитора при выдаче зерна из амбара»1. Постепенно по мере освоения все более общих форм деятельности появляются обобщенные образы высших богов, мифологических героев и демонов и соответствующие им универсальные понятия2. Это осуществляется на уровне обобщения видовых понятий (идей, образов) в группы родовых. Высших богов Узенер называет «личными богами», а их возникновение выводит из закономерностей развития языка. Когда имя важного «специального бога» — вследствие языковых изменений (вымирания соответствующего корня и др.) — утрачивает связь с живой речью, оно становится собственным именем. Далее содержание понятия о боге персонализируется, бог приобретает личностные характеристики, в коллективном сознании формируется его образная пластическая индивидуальность. Как только «специальный бог» становится «личным богом», он притягивает к себе сонм родственных «специальных богов». В течение какого-то времени представления о таких «родственниках» UsenerH. Op. cit. S. 75—76. 2 Ibid. S. 317. ■2Ш! ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. сохраняются в памяти народа. Но затем они становятся все более призрачными и (если не имеют особого значения) либо растворяются в «личных богах», либо приобретают статус эпитетов «личного бога» или его атрибутов, героев или демонов в его свите1. Возникновение «личных божеств» — это относительно поздний продукт человеческой истории. Дальнейшее обобщение имен богов и наделение их антропоморфными чертами ведут к появлению образа высшего Бога-творца. В нем концентрируются важнейшие условия, определяющие воспроизводство мифологического переживания мира. Например, по мнению Узенера, три ипостаси христианского Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой) являются мифологическим перевоплощением родственно-семейных отношений отца, матери и сына. Узенеровская концепция «имен богов», конечно, достаточно схематична. На это неоднократно указывали ее критики. Так, в частности, они отметили, что не всегда значение «специального божества» исчерпывается его именем (например, Пан). Далее. Характеристики божественных образов не следует выводить-из имен богов: нередки случаи, когда бог оказывается старше своего имени. Смена имен богов в истории языка не редкость. Кроме того, убедительных доказательств того, что образы «специальных богов» сложились исторически раньше, чем образы «личных богов», Узе-нер не приводил, что ослабляло позиции его интересной и плодотворной концепции. В целом, однако, разработка теорий «низшей мифологии» явилась прорывом в исследовании сущности мифотворчества. Авторам этих теорий удалось показать, что мифологическая образность системна и исторически развивается (в соответствии с изменением общества, его потребностей) на основе процедур обобщения и абстрагирования. Она также заложила теоретический фундамент для концепций единства мифологии и фольклора. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Каковы идейные истоки лингвистической теории мифа? 2. Как, согласно лингвистической теории мифа, связаны миф и метафора? 3. Что такое, по М. Мюллеру, «болезнь языка»? UsenerH. Op. cit. S. 316. Date: 2015-11-13; view: 364; Нарушение авторских прав |