Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть пятая. Теории мифотворчества второй половины XIX в






Мифоообразы как развивающаяся система: В. Маннгардт

С точки зрения Маннгардта, в основе земледельческих куль­тов и обрядов лежит убеждение в том, что природа человека и ра­стения — одна; она — духовна. И человек, и растение имеют свои души, хотя эти души различны. Животворящая сила природы, прежде всего солнца и растений, может и должна быть усилена действиями человека. Человек способен и должен защищать ее от воздействия враждебных сил. Именно на этой основе возникли земледельческие обряды, ритуалы, ритуальные игры, праздники, состязания.

Важным достоинством работ Маннгардта явилось то, что он рассматривал мифотворчество не в статике, а в динамике, стре­мился проследить эволюцию мифологии, ее конкретных формо­образований. Так, например, идея духов, по Маннгардту, истори­чески развивалась от частного к общему: сначала возникали образы духа отдельных деревьев, которые со временем обобщались в об­раз духа леса, затем возник обобщенный образ духа всей расти­тельности.

Кроме того, Маннгардт выяснил, что верования в души дере­вьев были достаточно сложными образованиями и не сводились к представлению о возможности существования духа дерева от­дельно от самого дерева. Он показал, что такие верования включа­ли в себя целый комплекс представлений, идей:

♦ идея о прямом соотнесении и сравнении Космоса, чело­века и дерева, результатом которой стал образ «мирового дерева»;

♦ представление о связи между судьбой человека и жизнью дерева (обычай наказывать преступников возле дерева обосновывался этим мифологическим представлением);

♦ вера в то, что дерево — место обитания не только духа леса, но и многих других духов, в том числе духов добра и зла, fie6a и Земли и пр.1

В работах Маннгардта представлена широкая панорама раз­нообразных магических и религиозных культов произрастания и плодородия, которые были созданы народным творчеством с на­деждой стимулировать и регулировать оплодотворяющую актив­ность земли и неба, солнца и дождя. (В частности, он высказал предположение, что растительные культы и обряды народов Цент-

1 Mannhaidt W. Walt- und Feldkulte. Bd 1—2. Berlin. 1904—1915.








Date: 2015-11-13; view: 355; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию