Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 11. Мифология и лингвистика кш





Эти авторы, развивая идеи романтизма о том, что бессозна­тельным создателем мифологии является народ, выдвинули и раз­рабатывали теоретическую программу, согласно которой наибо­лее древние и стойкие элементы мифологии следует искать прежде всего в фольклорном сознании1; а формирование мифологии было обусловлено поклонением в первую очередь мелким явлениям природы — народной верой в лесных, полевых и домашних демо­нов и духов, в ведьм, русалок, карликов и великанов и др. (Такие образы «низшей мифологии» сохранились еще со времен индоев­ропейского единства.) Верования в демонов и духов природной сре­ды — это первичная мифология, а мифы о способных на исключи­тельные подвиги героях и всемогущих богах — вторичны, позднейшего происхождения. Иначе говоря, «низшая мифология» вовсе не является, как ранее считалось, побочным продуктом выс­шей мифологии, ее «отходами». Совсем наоборот. «Низшая мифо­логия» с ее феями, демонами, духами, домовыми и прочими на са­мом деле — более ранняя форма мифотворчества; она первична по отношению к «высшей мифологии», политеистическим и мо­нотеистическим религиям.

Для обоснования такой концепции следовало показать, что в древней мифопоэзии содержатся элементы еще более древних слоев «низшей мифологии». В частности, в древнегреческих ми­фах должны содержаться следы свойственной еще индоевропей­цам веры в волшебства, чары, чудовищ, демонов, духов (грозы, бури, ветра и пр.).

Под этом углом зрения В. Шварц проанализировал поэмы Гоме­ра и выделил в них такие элементы, которые ему казались «пережи­точными»: упоминание в «Одиссее» о заговоре крови, текущей из раны, о волшебной траве, о чудесных кораблях феакийцев, плыву­щих под покровом облака и тумана, о полете богов на волшебных сан­далиях; в «Илиаде» — о заколдованном, возбуждающем страх мече в руках Посейдона, о приготовленном Еленой зелье, прогоняющем тоску, о благовонных мазях, которыми натираются богини (с ними Шварц связывал фольклорные образы ведьм, натирающихся мазью и улетающих на шабаши в поисках любовных приключений и дья­вольского соблазна) и др.

Идеи «низшей мифологии» развивались и конкретизирова­лись В. Маннгардтом, в центре исследований которого оказались земледельческие культы и обряды народов Европы.

1 Schwartz F.L.W. Der Ursprung der Mythologie. Berlin, 1860.


ЕШ








Date: 2015-11-13; view: 341; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию