Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 11. Мифология и лингвистика кш
Эти авторы, развивая идеи романтизма о том, что бессознательным создателем мифологии является народ, выдвинули и разрабатывали теоретическую программу, согласно которой наиболее древние и стойкие элементы мифологии следует искать прежде всего в фольклорном сознании1; а формирование мифологии было обусловлено поклонением в первую очередь мелким явлениям природы — народной верой в лесных, полевых и домашних демонов и духов, в ведьм, русалок, карликов и великанов и др. (Такие образы «низшей мифологии» сохранились еще со времен индоевропейского единства.) Верования в демонов и духов природной среды — это первичная мифология, а мифы о способных на исключительные подвиги героях и всемогущих богах — вторичны, позднейшего происхождения. Иначе говоря, «низшая мифология» вовсе не является, как ранее считалось, побочным продуктом высшей мифологии, ее «отходами». Совсем наоборот. «Низшая мифология» с ее феями, демонами, духами, домовыми и прочими на самом деле — более ранняя форма мифотворчества; она первична по отношению к «высшей мифологии», политеистическим и монотеистическим религиям. Для обоснования такой концепции следовало показать, что в древней мифопоэзии содержатся элементы еще более древних слоев «низшей мифологии». В частности, в древнегреческих мифах должны содержаться следы свойственной еще индоевропейцам веры в волшебства, чары, чудовищ, демонов, духов (грозы, бури, ветра и пр.). Под этом углом зрения В. Шварц проанализировал поэмы Гомера и выделил в них такие элементы, которые ему казались «пережиточными»: упоминание в «Одиссее» о заговоре крови, текущей из раны, о волшебной траве, о чудесных кораблях феакийцев, плывущих под покровом облака и тумана, о полете богов на волшебных сандалиях; в «Илиаде» — о заколдованном, возбуждающем страх мече в руках Посейдона, о приготовленном Еленой зелье, прогоняющем тоску, о благовонных мазях, которыми натираются богини (с ними Шварц связывал фольклорные образы ведьм, натирающихся мазью и улетающих на шабаши в поисках любовных приключений и дьявольского соблазна) и др. Идеи «низшей мифологии» развивались и конкретизировались В. Маннгардтом, в центре исследований которого оказались земледельческие культы и обряды народов Европы. 1 Schwartz F.L.W. Der Ursprung der Mythologie. Berlin, 1860. ЕШ Date: 2015-11-13; view: 341; Нарушение авторских прав |