Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 11. Мифология и лингвистика. В этих условиях бурно развивается диффузионизм
■£Щ В этих условиях бурно развивается диффузионизм. Согласно диффузионизму, любая этномифология является заимствованием из некоторого первичного центра (Индии, Египта, Вавилона, Греции и др.). Мифология возникает в одном определенном месте, в одно определенное время у одного определенного народа, а затем распространяется по разным народам и культурам, так или иначе модифицируясь и приспосабливаясь к новым условиям. Диффу-зионистские концепции во множестве возникали в середине XIX в. Европейские мифологии старались объяснить заимствованиями из индийской мифологии (Т. Бенфей), семитской мифологии (О. Группе, Э. Куртис, О. Келлер и др.), египетско-колхидской (С. Краут, П. Фукар), финикийских источников (В. Берар и др.). Большой популярностью пользовался «панегиптизм», сторонники которого пытались доказать, что изначальным центром цивилизации являлся Древний Египет, из которого элементы культуры распространились и заложили начала всех известных мировых культур (Г.Э. Смит, У. Дж. Пери и др.). Особенно сильны были панвавилонские настроения. Концепция диффузионизма во многом оплодотворялась идеями, понятиями и представлениями дарвиновской теории эволюции. Так, под влиянием дарвинизма сложилось представление, что — как и происхождение биологических видов — образование культурных форм может иметь один центр возникновения (моногенез) либо несколько таких независимых центров (полигенез). Сложилось также представление о том, что, как и биологическая, культурная эволюция может идти либо дивергентно, либо конвергент-но (изначальные различия постепенно преодолеваются за счет некоторых общих свойств психики). При этом дивергенция вписывалась в концепции моногенеза, а конвергенция — в теорию полигенеза культуры. Конечно, теории заимствования мифов не могут подменить собой теорию происхождения мифа как такового. Теории заимствования помогают лишь конкретизировать пространственно-временную «развертку» и этнокультурную локализацию проблемы генезиса и исторического развития мифотворчества. Но в любом случае, логическая связность, отсутствие противоречий между теориями заимствования, диффузии и теориями генезиса мифов — необходимое условие истинности и тех и других. То обстоятельство, что лингвистическая теория мифа органично сочеталась с теориями заимствования, свидетельствует о ее эвристич-ности, о том, что в ней заключен «момент истины». ■w Date: 2015-11-13; view: 328; Нарушение авторских прав |