Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 11. Мифология и лингвистика ця
мических явлениях (Солнце как источник света, тепла и жизни, а значит, как символ добра; Луна как символ мрака, хаоса, темноты и зла; звезды как символы отдельных человеческих судеб и др) — М. Мюллер и др. На основе солярно-метеорологических концепций было создано много трудов, часто увлекательных, но обычно весьма наивных. Нужно было много изобретательности, чтобы вывести из небольшого числа символически значимых для человека астрономических и метеорологических явлений множество известных мифологических образов и сюжетов. Правда, при этом иногда высказывались и глубокие догадки об истоках мифов, впоследствии находившие свое подтверждение. Лингвистическая теория мифа и ее солярно-метеорологиче-ские конкретизации — детище своего времени. Их философская, прежде всего гносеологическая, база — узкая и устарелая. Она представлена принципами и понятиями созерцательной гносеологии: знание человека является результатом непосредственного отражения внешнего мира сознанием субъекта (мир как бы «переливает» свои свойства через органы чувств человека в его мозг); активность человека и его сознания при этом не только не помогает, а существенно нарушает этот процесс, порождая заблуждения, ошибки, ложные суждения и пр. Здесь не учитывается предметно-деятельная активность субъекта, роль тех потребностей, которые заставляли древнего человека делать предметом особого познавательного интереса именно астрономические и метеорологические явления. Ведь существовали и другие природные явления, которые производили на древнего человека еще большее впечатление, чем мерцающие ночью звезды, — природный ландшафт, мир растений, мир животных и другие, — которым, кстати, уделено немалое место в первобытной мифологии. Вместе с тем в солярно-метеорологических концепциях есть и рациональное основание. В мифологическом сознании Вселенная, мир космических объектов и мир человека, земных повседневных явлений едины, между ними нет непреодолимой грани. Более того, в первобытном мифе и обряде человек — соучастник творения Космоса. Древний человек в своем сознании не выделял себя из природы и потому не проводил резкой грани между земным и небесным. В таком сознании предполагается возможность перехода из одной сферы в другую; правда, перехода не реального, а воображаемого, т.е. мифологического. Но различие реального и воображаемого как раз и не осознавалось первобытным человеком. ШШШ ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. Как выяснилось уже во второй половине XX в., исходной базой первобытной мифологической образности были не столько чувственное восприятие, сколько те закономерные, устойчивые связи, отношения, которые одновременно проявлялись и в жизни человека, и в природе, и выделялись в его повседневной жизнедеятельности. Объективные характеристики природной среды фиксировались сознанием там, где совпадала ритмика естественно-природного и культурно-человеческого миров. Астрономические знания и древнейшие мифологии не были просто результатом созерцания неба. Они входили в сферу практически значимых явлений, в их наблюдении была острая практическая необходимость, астрономические знания выступали средством решения практических задач, которые концентрировались вокруг промысла, быта и воспроизводства родовой общины. Таким образом, при всех своих исторических ограниченностях лингвистическая теория мифа и ее солярно-метеорологические варианты, несомненно, несли в себе «момент истины» и сыграли важную роль в истории мифологии как науки. Date: 2015-11-13; view: 318; Нарушение авторских прав |