Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 11. Мифология и лингвистика






ШИШ


в море вздутыми парусами. Если люди могут рычать, — вследствие этого и буря была названа рычащей»1.

Итак, в лингвистической теории первобытная мифология вы­водится из того, что первичное обозначение отвлеченных представ­лений через конкретные признаки явлений может осуществлять­ся лишь через метафору. Это значит, что первобытный человек мыслил исключительно метафорически, иначе говоря, исключи­тельно поэтически. На этом этапе еще нет мифологии. Но в даль­нейшем, когда первоначальный смысл метафоры был утерян, ме­тафоры стали употребляться без ясного понимания тех шагов, которые привели к их образованию. Так первобытное метафори­ческое мышление превращалось в мифологическое.

Основную идею лингвистической теории мифа Мюллер лако­нично выразил в крылатой в те времена фразе: «Мифология — бо­лезнь языка». Он писал, что «мифология, бывшая отравою древ­него мира, есть, в самом деле, болезнь языка»2. В этой теории поэтичность и метафоричность человеческого сознания предше­ствуют мифологии. Мифология порождена неспособностью чело­века удержаться на той высоте своего духовного творчества, на какой он был в первобытные времена. (Возникает вопрос: каким образом он на такой высоте оказался?)

Согласно лингвистической теории, абстрактность мышления исключает его метафоричность, чувственный образ не сосуществу­ет наряду с абстракцией, а разрушается ею. А мифологические (языческие) боги — это результат случайной персонификации об­разно-поэтических обозначений (имен). По сути, лингвистическая теория рассматривала миф как результат не прогресса, а деграда­ции человеческого духа. Ведь «болезнь языка» одновременно яв­ляется и «болезнью мысли». Миф является не выражением осо­бой эмоциональной «накаленности» первобытного сознания, а результатом ее ослабления, снижения. Но в таком случае возни­кал вопрос: какие стороны, черты, стихии природы особенно по­ражали воображение и ум первобытного человека и потому затем обожествлялись в первую очередь? Поиски ответов на этот вопрос привели к созданию в XIX в. целой серии солярно-метеорологи-ческих концепций мифа.

Мюллер М. Наука о мысли. СПб., 1891. С. 249. 2 Мюллер М. Лекции по науке о языке. СПб., 1865. С. 8.








Date: 2015-11-13; view: 466; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию