Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Еш часть пятая. Теории мифотворчества второй половины XIX в





гих народов мира. Ему удалось доказать, что на заре человеческой истории счет родства шел по линии матери — мать (а не отец) об? ладала решающей властью в родовой общине. «Материнское пра^-во относится к более ранней ступени развития, чем система пат­риархата, и лишь с победоносным наступлением последней ее полное и ничем не стесненное процветание сменяется упадком»1. Главенство женщины проявлялось не только в семье, но во всех сферах общественной жизни — в производстве, распределении, а также и в мифотворчестве. В дальнейшем матриархальная куль­тура была оттеснена на задний план патриархальными культурны­ми формами и оказалась стертой в исторической памяти.

Для доказательства существования матриархального периода в древнейшей истории человечества Баховен использовал мифо­логический материал. Он считал, что возможности анализа мифо­логии в воссоздании реальной истории недооцениваются. В мифе Баховен видел важнейший источник, проливающий свет на древ­нейшее прошлое человечества2. Он решительно возражал против чрезмерно критического отношения к мифологическому матери­алу. По его мнению, миф всегда выражает подлинную историю, в мифе отражаются и своеобразно выражаются конкретные со­бытия, стороны древнейшей истории; мифология — это «истин­ный, отмеченный высокой надежностью исторический источник»3, и уж во всяком случае он надежнее умозрительных спекуляций.

Миф — это обобщенное отражение эпохи; в этом его преиму­щество перед более конкретными и частными источниками. Но надежность такого источника не обеспечивается сама собой. Что­бы миф стал надежным историческим источником, он должен быть рассмотрен в контексте «объективно-исторического» метода (пред­полагающего анализ, интерпретацию мифа, выведение следствий из его содержания, использование истории языка и др.) без субъек­тивистских переработок и осовременивания. В трудах Баховена со­держимся немало примеров такого «объективно-исторического» анализа древнегреческих и древнеримских мифов. Но особенно ярким является исследование мифологической символики эсхи-ловской трилогии «Орестёя» (прежде всего ее последней части — трагедии «Эвмениды») и ее историческое истолкование.

Баховен И.Я. Материнское право. С. 219.

2 Там же. С. 236.

3 Там же. С. 222.


ГЛАВА 10. МИФОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ щцщ

Историческая интерпретация эсхиловской трилогии «Орестея»

В основе сюжета «Орестеи» — судьба потомков Атрея. Над ними тяготеет проклятие за ужасное преступление их предка Ат­рея, который в ходе вражды со своим братом Фиестом убил его детей и угостил отца их мясом. После этого чудовищного деяния в роду Атрея не прекращаются тяжкие преступления и ужасные события. Все они порождены демоном мщения Аластаром.

Агамемнон — предводитель греков при осаде Трои — сын Ат­рея. Во имя успеха будущего общегреческого предприятия — захва­та Трои, освобождения Елены, захваченной Парисом, и наказания троянцев, как того требовал оракул, он приносит в жертву богам свою дочь Ифигению. Жена Агамемнона Клитемнестра не может простить мужу жертвоприношения дочери. Она жаждет мести... После деся­тилетнего отсутствия Агамемнон возвращается на родину, в Аргос. Но Клитемнестра не желает расставаться со своим любовником Эгис-фом — оставшимся в живых сыном Фиеста. Момент отмщения на­ступил. Клитемнестра с помощью Эгисфа убивает Агамемнона, и они начинают совместно царить в Аргосе. Казалось бы, что все получили по заслугам. Однако трагедия продолжается...

Выросший на чужбине сын Клитемнестры от Агамемнона Орест возвращается в Аргос, чтобы по велению оракула отомстить за смерть отца. Проникнув во дворец под видом странника, он убивает сначала Эгисфа, а затем и свою мать... Воля оракула выполнена. Акт мести осуществился. Но каким образом следует оценить всю эту цепь пре­ступлений? Кто и как за них должен отвечать?

В заключительной части трилогии Эсхил изображает борьбу богов вокруг Ореста и его судьбы: с одной стороны — Эринии, «ста­рые богини», древние матриархальные божества, с другой — «млад­шие боги», боги нового поколения Афина и Аполлон, выразители патриархальной идеологии.

С точки зрения Эриний, связь между матерью и ребенком — это высшая священная связь, и ее нарушение должно безусловно нака­зываться смертью. С позиций матриархальных начал самым ужас­ным преступлением является убийство сыном матери, убийство же женой мужа, поскольку они в кровном родстве не состоят, не так ужасно, как убийство сыном матери. Поэтому они требуют безуслов­ного отмщения за убийство матери безо всякого разбора дела.

Но с точки зрения «младших богов» ситуация оценивается ина­че: священной является связь сына с отцом и потому тягчайшее пре­ступление — отцеубийство. С позиций патриархального права убий­ство Клитемнестрой мужа является самым ужасным преступлением, поскольку муж выше жены в иерархии социальных ролей и отноше­ний; убийство же сыном матери выступает как акт мести за отца.








Date: 2015-11-13; view: 362; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию