Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Еш часть пятая. Теории мифотворчества второй половины XIX в
гих народов мира. Ему удалось доказать, что на заре человеческой истории счет родства шел по линии матери — мать (а не отец) об? ладала решающей властью в родовой общине. «Материнское пра^-во относится к более ранней ступени развития, чем система патриархата, и лишь с победоносным наступлением последней ее полное и ничем не стесненное процветание сменяется упадком»1. Главенство женщины проявлялось не только в семье, но во всех сферах общественной жизни — в производстве, распределении, а также и в мифотворчестве. В дальнейшем матриархальная культура была оттеснена на задний план патриархальными культурными формами и оказалась стертой в исторической памяти. Для доказательства существования матриархального периода в древнейшей истории человечества Баховен использовал мифологический материал. Он считал, что возможности анализа мифологии в воссоздании реальной истории недооцениваются. В мифе Баховен видел важнейший источник, проливающий свет на древнейшее прошлое человечества2. Он решительно возражал против чрезмерно критического отношения к мифологическому материалу. По его мнению, миф всегда выражает подлинную историю, в мифе отражаются и своеобразно выражаются конкретные события, стороны древнейшей истории; мифология — это «истинный, отмеченный высокой надежностью исторический источник»3, и уж во всяком случае он надежнее умозрительных спекуляций. Миф — это обобщенное отражение эпохи; в этом его преимущество перед более конкретными и частными источниками. Но надежность такого источника не обеспечивается сама собой. Чтобы миф стал надежным историческим источником, он должен быть рассмотрен в контексте «объективно-исторического» метода (предполагающего анализ, интерпретацию мифа, выведение следствий из его содержания, использование истории языка и др.) без субъективистских переработок и осовременивания. В трудах Баховена содержимся немало примеров такого «объективно-исторического» анализа древнегреческих и древнеримских мифов. Но особенно ярким является исследование мифологической символики эсхи-ловской трилогии «Орестёя» (прежде всего ее последней части — трагедии «Эвмениды») и ее историческое истолкование. Баховен И.Я. Материнское право. С. 219. 2 Там же. С. 236. 3 Там же. С. 222. ГЛАВА 10. МИФОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ щцщ Историческая интерпретация эсхиловской трилогии «Орестея» В основе сюжета «Орестеи» — судьба потомков Атрея. Над ними тяготеет проклятие за ужасное преступление их предка Атрея, который в ходе вражды со своим братом Фиестом убил его детей и угостил отца их мясом. После этого чудовищного деяния в роду Атрея не прекращаются тяжкие преступления и ужасные события. Все они порождены демоном мщения Аластаром. Агамемнон — предводитель греков при осаде Трои — сын Атрея. Во имя успеха будущего общегреческого предприятия — захвата Трои, освобождения Елены, захваченной Парисом, и наказания троянцев, как того требовал оракул, он приносит в жертву богам свою дочь Ифигению. Жена Агамемнона Клитемнестра не может простить мужу жертвоприношения дочери. Она жаждет мести... После десятилетнего отсутствия Агамемнон возвращается на родину, в Аргос. Но Клитемнестра не желает расставаться со своим любовником Эгис-фом — оставшимся в живых сыном Фиеста. Момент отмщения наступил. Клитемнестра с помощью Эгисфа убивает Агамемнона, и они начинают совместно царить в Аргосе. Казалось бы, что все получили по заслугам. Однако трагедия продолжается... Выросший на чужбине сын Клитемнестры от Агамемнона Орест возвращается в Аргос, чтобы по велению оракула отомстить за смерть отца. Проникнув во дворец под видом странника, он убивает сначала Эгисфа, а затем и свою мать... Воля оракула выполнена. Акт мести осуществился. Но каким образом следует оценить всю эту цепь преступлений? Кто и как за них должен отвечать? В заключительной части трилогии Эсхил изображает борьбу богов вокруг Ореста и его судьбы: с одной стороны — Эринии, «старые богини», древние матриархальные божества, с другой — «младшие боги», боги нового поколения Афина и Аполлон, выразители патриархальной идеологии. С точки зрения Эриний, связь между матерью и ребенком — это высшая священная связь, и ее нарушение должно безусловно наказываться смертью. С позиций матриархальных начал самым ужасным преступлением является убийство сыном матери, убийство же женой мужа, поскольку они в кровном родстве не состоят, не так ужасно, как убийство сыном матери. Поэтому они требуют безусловного отмщения за убийство матери безо всякого разбора дела. Но с точки зрения «младших богов» ситуация оценивается иначе: священной является связь сына с отцом и потому тягчайшее преступление — отцеубийство. С позиций патриархального права убийство Клитемнестрой мужа является самым ужасным преступлением, поскольку муж выше жены в иерархии социальных ролей и отношений; убийство же сыном матери выступает как акт мести за отца. Date: 2015-11-13; view: 362; Нарушение авторских прав |