Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Мифология и история. Хотя древний мифологический символизм многократно преобра­зован историей, тем не менее его можно постичь и расшифровать средствами научно-рационального






жпяи


Хотя древний мифологический символизм многократно преобра­зован историей, тем не менее его можно постичь и расшифровать средствами научно-рационального анализа. В результате мы полу­чим рационально-философскую картину постижения Бога как ду­ховного Абсолюта. Именно эту задачу решал Гегель в своих тру­дах «Эстетика» и «Философия религии», используя тот богатый эмпирический материал, который был собран Ф. Кройцером.

По Гегелю, миф — закономерная фаза развертывания Абсо­лютного духа, форма развития само себя постигающего логиче­ского мышления (панлогицизм). Миф — это прежде всего форма чувственно-образного постижения мира, «форма изложения, ко­торая... вносит чувственные образы, изготовленные для представ­ления, а не для мысли»1 Миф становится у Гегеля не формой субъективного произвола или иллюзии, заблуждения, а простей­шей формой постижения истины. В мифе скрытое в созерцании содержание впервые просвечивает себя в образах «одушевленных сил», индивидуализированных богов и др.

Мифы рождаются на основе природного созерцания и сами являются источниками поэзии. При этом первобытный миф как событие, не «обладающее исторической достоверностью»2, явля­ется одним из элементов религиозной зависимости. В своем рели­гиозном качестве он признан выразить субъективное представле­ние божественной жизни в ее движении и развитии3. Миф есть «начало духовной религии в человеческом воплощении»4; здесь ведущим моментом становится собственно человеческое содержа­ние, воплощенное в индивидуализированных образах богов.

В «Эстетике» Гегель много страниц уделяет характеристикам мифопоэтического творчества народов на ранних этапах их исто­рии. Среди таких характеристик антропоморфизация природы в мифе, мифологическое олицетворение природы; непосредствен­ное единство значений и образов в мифе; отсутствие противоре­чий между предметом и образом, между образом и мыслью. Ми­фология у Гегеля — это пройденная и «снятая» ступень в истории саморазвития Абсолютного духа. С его точки зрения, мифология уже давно преодолена высшими рациональными формами созна­ния. (Эта сторона гегелевских воззрений была целиком заимство-

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 2 // Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. IX. М, 1932. С. 139.

2 Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 1. М., 1976. С. 317.

3 Там же. С. 192.

4 Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. И. С. 104.








Date: 2015-11-13; view: 321; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию