Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миф как простейшая форма познания





Романтики в своем творчестве реализовывали тот немалый потенциал, который содержался в трактовках сущности мифа с по­зиций превалирования чувственно-образного над рационально-по­нятийным. Но в начале XIX в. еще не был исчерпан и потенциал просветительской рационалистической парадигмы в постижении сущности мифа. Она нашла свое продолжение в философии Геге­ля и младогегельянцев.

Интерес Гегеля к античной мифологии сложился, по-видимому, еще в ранний период его творчества. Этому способствовала атмо­сфера, господствовавшая в Тюбингенском теологическом институ­те, где с 1788 по 1793 г. учился Гегель. В трудах представителей тю-бингенской школы протестантской теологии были развиты традиции филологической критики библейских текстов (обнаружение проти-

ШопенгауэрА. Собр. соч. Т. 1. Мир как воля и представление. М., 1992. С. 350—351.


К£Ш1 ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

воречий между различными евангелиями; предположения о том, что самым ранним было евангелие от Марка, о позднем происхождении ряда посланий апостола Павла, особом месте евангелия от Иоанна, о роли стоицизма и эллинизированного иудаизма в формировании раннего христианства и др.). Кроме того, этому способствовало и ув­лечение Гегелем историей античного мира, его духовной культуры, античной философией, восторженная идеализация им целостности древнегреческого полиса и дохристианской «народной религии»1. «Народную религию» (т.е. мифологию, политеизм) как выразителя целостности нравственной жизни древнегреческого полиса Гегель противопоставлял христианству как религии, выражающей частные моральные позиции.

В отличие от романтиков Гегель встал на путь решительного отстаивания идеалов рационализма. Он развивал рационалисти­ческие идеалы до самой крайней их формы — панлогицизма. Если Ф. Шеллинг, друг молодости Гегеля, был ориентирован на чув­ственную интуицию как средство решения проблемы «тождества мышления и бытия», то Гегель предлагает решать эту проблему рационалистически — представив ее как логический вопрос о со­держании и развитии категорий мышления, так как «только в по­нятии истина обладает стихией своего существования»2. К проблемам мифологии Гегель обращается, анализируя сферу Абсолютного духа, который, по его мнению, развивается от чув­ственного созерцания (искусство), к форме представления (рели­гия), а далее — к понятийному мышлению (философия).

Гегелю близка символическая трактовка мифа романтиками. В мифе нужно видеть форму символизма, свидетельствующую о саморазвитии Абсолютного духа; ведь в ту «эпоху, когда народы создавали свои мифы, они жили поэзией и поэтому осознавали свои самые внутренние и глубокие переживания не в форме мыс­ли, а в образах фантазии, не отрывая общих абстрактных представ­лений от конкретных образов»3. Когда поэт-художник воплощал в своем произведении собственную свободную индивидуальность (т.е. придавал явлению и сущности единство и целостность), он символически выражал и смысл развития Абсолютного духа. Ми­фология — олицетворение внутреннего смысла Абсолютного духа.

Гегель Г.В.Ф. Народная религия и христианство // Гегель Г.В.Ф. Рабо­ты разных лет. Т. 1. М. 1970. С. 47—85.

2 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. IV. М., 1959.
С. 3.

3 Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. II. М, 1969. С. 21—22.








Date: 2015-11-13; view: 295; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию