Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Миф как простейшая форма познания
Романтики в своем творчестве реализовывали тот немалый потенциал, который содержался в трактовках сущности мифа с позиций превалирования чувственно-образного над рационально-понятийным. Но в начале XIX в. еще не был исчерпан и потенциал просветительской рационалистической парадигмы в постижении сущности мифа. Она нашла свое продолжение в философии Гегеля и младогегельянцев. Интерес Гегеля к античной мифологии сложился, по-видимому, еще в ранний период его творчества. Этому способствовала атмосфера, господствовавшая в Тюбингенском теологическом институте, где с 1788 по 1793 г. учился Гегель. В трудах представителей тю-бингенской школы протестантской теологии были развиты традиции филологической критики библейских текстов (обнаружение проти- ШопенгауэрА. Собр. соч. Т. 1. Мир как воля и представление. М., 1992. С. 350—351. К£Ш1 ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. воречий между различными евангелиями; предположения о том, что самым ранним было евангелие от Марка, о позднем происхождении ряда посланий апостола Павла, особом месте евангелия от Иоанна, о роли стоицизма и эллинизированного иудаизма в формировании раннего христианства и др.). Кроме того, этому способствовало и увлечение Гегелем историей античного мира, его духовной культуры, античной философией, восторженная идеализация им целостности древнегреческого полиса и дохристианской «народной религии»1. «Народную религию» (т.е. мифологию, политеизм) как выразителя целостности нравственной жизни древнегреческого полиса Гегель противопоставлял христианству как религии, выражающей частные моральные позиции. В отличие от романтиков Гегель встал на путь решительного отстаивания идеалов рационализма. Он развивал рационалистические идеалы до самой крайней их формы — панлогицизма. Если Ф. Шеллинг, друг молодости Гегеля, был ориентирован на чувственную интуицию как средство решения проблемы «тождества мышления и бытия», то Гегель предлагает решать эту проблему рационалистически — представив ее как логический вопрос о содержании и развитии категорий мышления, так как «только в понятии истина обладает стихией своего существования»2. К проблемам мифологии Гегель обращается, анализируя сферу Абсолютного духа, который, по его мнению, развивается от чувственного созерцания (искусство), к форме представления (религия), а далее — к понятийному мышлению (философия). Гегелю близка символическая трактовка мифа романтиками. В мифе нужно видеть форму символизма, свидетельствующую о саморазвитии Абсолютного духа; ведь в ту «эпоху, когда народы создавали свои мифы, они жили поэзией и поэтому осознавали свои самые внутренние и глубокие переживания не в форме мысли, а в образах фантазии, не отрывая общих абстрактных представлений от конкретных образов»3. Когда поэт-художник воплощал в своем произведении собственную свободную индивидуальность (т.е. придавал явлению и сущности единство и целостность), он символически выражал и смысл развития Абсолютного духа. Мифология — олицетворение внутреннего смысла Абсолютного духа. Гегель Г.В.Ф. Народная религия и христианство // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т. 1. М. 1970. С. 47—85. 2 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. IV. М., 1959. 3 Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. II. М, 1969. С. 21—22. Date: 2015-11-13; view: 295; Нарушение авторских прав |