Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть пятая
ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ГЛАВА 10 МИФОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ОТ РОМАНТИЗМА К РЕАЛИЗМУ На рубеже эпох Первая половина XIX в. — время бурного развития индустриального общества в Европе и Америке. Великая французская революция и наполеоновские войны ускорили разложение феодализма в странах Европы и открыли простор росту капитализма. В первой половине XIX в. во всех передовых странах Европы происходит промышленный переворот. Основой промышленности становится машинное производство. Накопление капитала и расширенное воспроизводство делают индустриальную цивилизацию эпохой небывалого ранее роста производительных сил. Кардинально преобразуются все области общественной жизни — социальные отношения, сферы политики, культуры, науки. Машинная индустрия требует постоянного совершенствования техники, а это в свою очередь порождает потребность в постоянном развитии естествознания, которое начинает выступать в качестве важнейшей производительной силы общества. Все больше рационализируется обыденное сознание, в том числе и сознание крестьянских слоев, которое особенно склонно к воспроизводству мифологических структур. В духовной культуре определяющими становятся идеалы и ценности реализма, рационализма, утилитаризма, позитивизма, идеи прогресса, эволюции, развития. ГЛАВА 10. МИФОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ Вэ Мощная поступь новой эпохи мимоходом попирала романтические идеалы. Для нее невозможно очарование романтизмом. Над романтизмом безжалостно навис «ужасный холод безучастия». Как мощное общеевропейское культурное движение романтизм исчерпывает свой идейный потенциал во второй четверти XIX в. Меркнут его оторванные от социальной действительности, хотя и привлекательные, дорогие сердцу, возвышенные ценности и установки. Романтики — эти запоздалые представители средневекового мироощущения, скорбящие о прошлом, которое им казалось вечным, — ведут арьергардные бои с новыми идеалами, вырастающими из совершенно иной социальной реальности. Общественные отношения более прозрачны для рационального анализа, чем межличностные. И потому в обществе, где общественные отношения господствуют над личностными, создаются условия для кардинального изменения социального познания. Формируется убеждение, что общество должно стать таким же предметом позитивного научного изучения, каким начиная с XVII в. является для естествознания природа (тезис О. Конта о необходимости создания «социальной физики»; идеи Г. Спенсера о «социальной морфологии» и «социальной физиологии»). Уже во второй четверти XIX в. в общественном сознании вновь доминируют принцип рационализма, идеалы научности и прогресса, распространяются представления о неизбежном исчезновении в будущем вненаучных форм сознания — религии и мифологии. Миф — удел далекого прошлого. Будущее европейской цивилизации несовместимо с существованием каких-либо форм мифологии. А господство разума — это значит и господство добра. Правда, не все разделяют эту позицию. Появляются мыслители-одиночки, которые видят историю цивилизации иначе. Одним из них был А. Шопенгауэр. Иррационалистическое наследие романтизма: А. Шопенгауэр Наполеоновские войны и разочарование в идеалах Великой французской революции принесли с собой и новое мироощущение, характеризующееся состояниями тревоги, беспокойства и неуверенности. А вместе с ним — идею относительности цивилизации, образы не только ее прогресса, но и гибели, заката и погружения в пучину. Это настроение находит свое выражение у идеологов Ре- ■££■ ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ТЕОРИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. ставрации, утопического социализма. Цивилизация как идеал меркнет. Учащаются призывы «освободить человечество от хаоса цивилизации». Цивилизации все чаще придается значение определенной исторически преходящей фазы общественной жизни. В таком понимании история любого европейского народа становится историей многих цивилизаций. Формируется новое значение этого термина, в котором вполне допустимым оказывается рассуждение о «первобытных цивилизациях», т.е. культурах тех или иных этносов, племен, находящихся на той стадии дикости или варварства, которые в XVIII в. как раз и противопоставлялись цивилизованности. Есть Цивилизация и цивилизации. Образ Цивилизации окрашивается в мрачные тона: Цивилизация неизменно сопряжена с сумерками истории, ее отживающими формами. С точки зрения отражавшего такое мироощущение Шопенгауэра, мир страшен и трагичен. Миром никто — ни Бог, ни судьба, ни провидение — не управляет. Никакой Бог в мире не обитает. Неизменные законы бытия влекут мир через бесконечную огромность времени и пространства. При этом вечная сущность мира не зависит от его законов. Такой сущностью является Воля. Мир и все его явления — эманация неизменной и бесконечной Воли — некоего абсолютно самодостаточного основания бытия. Мир как воля— это «вечное становление, бесконечный поток»1. Воля «питается» сама собой, она ненасытна, страдательна, не имеет ни начала, ни конца, бессознательна, не имеет цели и потому абсурдна. Мир, одушевленный Волей, лишен всякого смысла. А жизнь человека в нем — это «многообразное страдание и состояние вполне несчастное»2, постоянное желание и бесконечное мучение, безутешная надломленность, отчаяние, обреченность, борьба эгоизмов (доходящая до бескорыстного наслаждения чужим страданием), неизбежно заводящая индивида в жизненный тупик. Слепота мировой Воли порождает все беды в истории общества и природы. Все мысли о божественности человека, об общественном прогрессе— это предрассудок глупцов. Мировая Воля — злое, саморазрушительное стремление, голая и голодная агрессивность, поэтому мир явлений, порождаемых ею, безысходен, не развивается. Шопенгауэр сформировал мироощущение абсолютного пессимизма, категорического жизнеотрицания, негативного отношения Шопенгауэр А. Собр. соч. Т. 1. Мир как воля и представление. М., 1992. С. 182—183. 2 Там же. С. 308. Date: 2015-11-13; view: 329; Нарушение авторских прав |