Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 9. Романтические концепции мифотворчества кш1
народов1, а нередко считали, что «у славян непременно долженствовало быть ни больше ни меньше богов, сколько было их у греков и римлян, и для того старались заменить вымышленными, на словопроизводстве основанными именами тех богов, о коих не находили никаких известий»2. Настало время зафиксировать специфику именно «славянорусской мифологии». Мировоззренческие позиции П.М. Строева и его взгляды на истоки мифологии вполне традиционны для того времени. На них лежит печать влияния немецкого романтизма. Он смотрит на мифологию сквозь призму христианской доктрины об исходном монотеизме людей. Мифология для него — это собрание языческих, неразвитых, непросвещенных мнений о едином Боге3. Каждый народ имеет свою собственную мифологию, свои нравы, свой образ жизни, свою религию. Все это определяется в значительной мере местоположением народа. Поэтому и славянская мифология — это самобытное явление, которое нельзя искусственно сближать с древнегреческой, античной мифологией. Более того, он высказывает предположение, что даже «каждое племя Славян имело собственную свою мифологию»4. Отмечая, что очень часто славянскую мифологию «растворяют» в мифологиях соседних народов, Строев поднимает проблему разграничения собственно славянской мифологии, немецкой, финской, татарской и др. Строев совершенно справедливо указывает на то, что наука о славянской мифологии должна начинаться с формирования исходного массива эмпирических данных. Они еще не все погибли в пучине времени, многое сохранилось в памяти народа, и его еще можно собрать и восстановить. Несмотря на эскизный характер данной работы П.М. Строева, тем не менее именно 1815 г., год выхода ее в свет, можно считать годом зарождения отечественной науки о мифотворчестве. В этой работе Строева впервые поставлены теоретико-методологические проблемы изучения восточнославянской мифологии. Во-первых, необходимость проведения демаркационной линии между научно-рациональным и художественно-эстетическим отношениям к мифологии. Строев П. Краткое обозрение мифологии славян российских. М., 1815. С. 16—17, прим. 2 Там же. С. 41—42, прим. 3 Там же. С. 5. 4 Там же. С. 16. tESM ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА Во-вторых, выделение восточнославянской мифологии как специфического объекта научного исследования, отделения его от мифологий других народов. В-третьих, установка на дальнейшее накопление эмпирических данных и выявление в многообразном этнографическом и фольклорном материале остатков древней восточнославянской мифологии. В-четвертых, осознание необходимости дальнейшей разработки теоретико-методологических установок исследования восточнославянской мифологии как особого, специфического объекта науки о мифе. С работы П.М. Строева «Краткое обозрение мифологии славян российских» начинается период становления науки о мифе в России, который растянулся на несколько десятилетий. Особо следует отметить, что отечественная наука о мифе была с самого начала направлена на изучение своеобразия восточнославянской мифологии. Концепции сущности мифотворчества заимствовались на Западе и проникали в уже сложившемся виде в Россию. К разработке собственных концепций сущности мифа отечественная наука подошла только во второй половине XIX в. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. На каких представлениях возводилась символическая теория мифа Ф. Кройцера? 2. Какие этапы претерпела философская эволюция Ф. Шеллинга? 3. Как Шеллинг различал мифологию, искусство и философию? 4. Какое место в истории культуры, с точки зрения Шеллинга, занимала мифология? 5. Какую роль играет мифология в «философии откровения» Шеллинга? 6. Когда и как формировалась сравнительно-историческая мифология? 7. Какая связь между сравнительно-историческим языкознанием и сравнительно-исторической мифологией? 8. В чем смысл индоевропейской проблемы? 9. Что такое диффузионизм и когда он сложился? 10. В чем заслуга П.М. Строева перед отечественной наукой о природе мифотворчества? Date: 2015-11-13; view: 355; Нарушение авторских прав |