Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Начало формирования отечественной науки о мифотворчестве
«Докритический» период отечественной науки о мифе Античная мифология стала значимым явлением отечественной культуры (выполняя в ней религиозные, культурные, идеологические, образовательные и воспитательные функции) только в XVIII в. Для образованного человека петровской и екатерининской эпох античная мифология выступала громадным резервуаром образов, которым придавались символические смыслы религиозного, морального, политического, идеологического, личностного характера. Она вызывала вполне определенный круг значимых ассоциаций, а иногда и просто намеков, через которые толковались события современной социально-политической, культурной, повседневно-бытовой жизни. В конце XVTII в. античная мифология приобрела еще одну функцию: она стала тем образцом, по которому отмеряли и под который подгоняли накапливавшиеся данные о славянской мифологии. В греко-римской мифологии долго усматривали тот канон, по которому должна быть скроена и славянская мифология1. В вопросе о сущности мифа отечественная социально-философская мысль XVIII в. не выходила за пределы тех концепций, которые были распространены в эпоху Просвещения в Западной Европе (эвгемеризм; миф как вредное заблуждение, созданное жрецами; миф как аллегория). Так, например, В.Н. Татищев трактовал мифологию как вредное и пагубное заблуждение, изобретенное языческими жрецами. На такой же позиции стоял и М.И. Попов. Самостоятельных разработок концепций мифа в отечественной литературе XVIII в. еще не было. Первые отечественные систематизаторы народного творчества, славянские мифографы во многом действуют еще «на ощупь», В силу недостаточности эмпирических данных — многие из которых в силу своеобразия нашей истории утеряны, по-видимому, безвозвратно — вплоть до настоящего времени славянская мифология не воссоздана в той мере, в какой воссоздана и изучена античная мифология. В области славянской мифологии еще и сейчас полно лакун, заполнение которых сталкивается со значительными трудностями (См.: Иванов Вяч. Вс, Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. Древний период. М, 1965.; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981; Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987; и др.). ■ШЯ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА руководствуются не объективно-обусловленными методами познания, а субъективно-ценностными установками. Так, например, М.И. Попов и М.Д. Чулков считали, что, поскольку народная поэзия создавалась в грубые и жестокие языческие времена, то в цивилизованный век необходимы и вполне допустимы исправления ее вульгарностей, разногласий, введение «меры в стихах» и т.п. Они переделывали стихи, переписывали их расположение, вставляли или убирали отдельные строки и т.д. Таким образом, в первых трудах отечественных мифографов восточнославянская мифология как особый объект научного познания еще не выделялась. Субъект еще не противопоставляет себя объекту, он считает возможным произвольно влиять на объект, изменять, модифицировать его. Научно-познавательное отношение к объекту здесь еще не отдифференцировалось от художественно-эстетического. Вопросам методологии познания уделялось крайне недостаточное внимание. Это вызвано, в частности, тем, что в XVIII в. в отечественной культуре еще слабо развиты средства и методы рационального познания, общественное сознание не освоило нормы научной, философской и художественно-эстетической критики. Разумеется, такое положение дел не могло длиться долго. Спустя четверть столетия изучение славянских древностей поднялось на совершенно иной, качественно более высокий уровень. Первая волна интереса к народному творчеству спала в самом конце XVIII в. В XIX век Россия вступила со всем багажом традиций предшествующего столетия, мало что изменив в образе жизни, в массовом сознании, в литературе, в отношении к народной культуре. В первом десятилетии XIX в. народно-поэтические произведения встречаются в журналах крайне редко. Но уже с середины 1820-х гг. ведущие журналы вновь со вниманием относятся к русской народной поэзии, к этнографическим и фольклорным материалам, в том числе и к славянской мифологии. Date: 2015-11-13; view: 329; Нарушение авторских прав |