Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало формирования отечественной науки о мифотворчестве





«Докритический» период отечественной науки о мифе

Античная мифология стала значимым явлением отечественной культуры (выполняя в ней религиозные, культурные, идеологиче­ские, образовательные и воспитательные функции) только в XVIII в. Для образованного человека петровской и екатерининской эпох античная мифология выступала громадным резервуаром образов, которым придавались символические смыслы религиозного, мо­рального, политического, идеологического, личностного характе­ра. Она вызывала вполне определенный круг значимых ассоциа­ций, а иногда и просто намеков, через которые толковались события современной социально-политической, культурной, по­вседневно-бытовой жизни. В конце XVTII в. античная мифология приобрела еще одну функцию: она стала тем образцом, по которо­му отмеряли и под который подгоняли накапливавшиеся данные о славянской мифологии. В греко-римской мифологии долго усмат­ривали тот канон, по которому должна быть скроена и славянская мифология1.

В вопросе о сущности мифа отечественная социально-фило­софская мысль XVIII в. не выходила за пределы тех концепций, которые были распространены в эпоху Просвещения в Запад­ной Европе (эвгемеризм; миф как вредное заблуждение, создан­ное жрецами; миф как аллегория). Так, например, В.Н. Татищев трактовал мифологию как вредное и пагубное заблуждение, изобретенное языческими жрецами. На такой же позиции сто­ял и М.И. Попов. Самостоятельных разработок концепций мифа в отечественной литературе XVIII в. еще не было.

Первые отечественные систематизаторы народного творче­ства, славянские мифографы во многом действуют еще «на ощупь»,

В силу недостаточности эмпирических данных — многие из которых в силу своеобразия нашей истории утеряны, по-видимому, безвоз­вратно — вплоть до настоящего времени славянская мифология не воссоздана в той мере, в какой воссоздана и изучена античная мифо­логия. В области славянской мифологии еще и сейчас полно лакун, заполнение которых сталкивается со значительными трудностями (См.: Иванов Вяч. Вс, Топоров В.Н. Славянские языковые моделиру­ющие семиотические системы. Древний период. М, 1965.; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981; Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987; и др.).


■ШЯ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА

руководствуются не объективно-обусловленными методами позна­ния, а субъективно-ценностными установками. Так, например, М.И. Попов и М.Д. Чулков считали, что, поскольку народная по­эзия создавалась в грубые и жестокие языческие времена, то в ци­вилизованный век необходимы и вполне допустимы исправления ее вульгарностей, разногласий, введение «меры в стихах» и т.п. Они переделывали стихи, переписывали их расположение, вставляли или убирали отдельные строки и т.д.

Таким образом, в первых трудах отечественных мифографов восточнославянская мифология как особый объект научного по­знания еще не выделялась. Субъект еще не противопоставляет себя объекту, он считает возможным произвольно влиять на объект, из­менять, модифицировать его. Научно-познавательное отношение к объекту здесь еще не отдифференцировалось от художествен­но-эстетического. Вопросам методологии познания уделялось крайне недостаточное внимание. Это вызвано, в частности, тем, что в XVIII в. в отечественной культуре еще слабо развиты сред­ства и методы рационального познания, общественное сознание не освоило нормы научной, философской и художественно-эсте­тической критики. Разумеется, такое положение дел не могло длиться долго. Спустя четверть столетия изучение славянских древ­ностей поднялось на совершенно иной, качественно более высо­кий уровень.

Первая волна интереса к народному творчеству спала в самом конце XVIII в. В XIX век Россия вступила со всем багажом тради­ций предшествующего столетия, мало что изменив в образе жиз­ни, в массовом сознании, в литературе, в отношении к народной культуре. В первом десятилетии XIX в. народно-поэтические про­изведения встречаются в журналах крайне редко. Но уже с сере­дины 1820-х гг. ведущие журналы вновь со вниманием относятся к русской народной поэзии, к этнографическим и фольклорным материалам, в том числе и к славянской мифологии.







Date: 2015-11-13; view: 329; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию