Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 9. Романтические концепции мифотворчества щщ
ках имеется единство грамматической системы, историческая преемственность и т.д. Несомненная историческая заслуга романтиков состоит в создании предпосылок, формулировании и первоначальной разработке многогранного научного комплекса индоевропеистики. В основе индоевропеистики — сложнейшая индоевропейская проблема, решаемая совместными усилиями языкознания, истории, археологии, этнографии, культурологии, философии и др. Суть индоевропейской проблемы заключается в определении той первоначальной области (прародины), которая была заселена племенами, говорившими на индоевропейском языке-основе до его разделения на различные группы, а также в установлении того времени, когда начался процесс разделения индоевропейского «праязыка», и, наконец, в выяснении последовательности основных этапов разделения индоевропейских диалектов. Романтики связывали решение этой проблемы с Индией. Для романтизма вообще характерно трепетное отношение к культуре и мифологии Востока. В восточной, и прежде всего индийской, мифологии они усматривали христианское по духу самоотречение. Ожидаемая духовная революция, по их мнению, грядет с Востока. К востоку, все к востоку Стремление земли — К востоку, все к востоку Летит моя душа1. В области сравнительно-исторической мифологии романтиками были созданы умозрительные концепции, согласно которым общечеловеческие истоки мифологии и религии следует искать в Индии. Миф — это выражение божественного откровения, и первыми его получили люди в Индии. Так, например, Й. Гёррес, утверждавший органическую целостность религиозного и мифологического сознания всех народов («великие стихии мифа повсеместно те же»), отмечал: «Все бытие — откровение божества, его сотворившего, а священный миф — это откровение богов, вторивших божеству в его откровении, — могучее изобилие Индии»2. Именно из Древней Индии ми- Ветцель Ф.Г. На восток / пер. В.А. Жуковского // Жуковский В.А. Соч. В 3 т. М., 1980. Т. 1. С. 94. 2 Гёррес Й. Сполохи // Эстетика немецких романтиков. М., 1987. С. 264. 7 -10856 ШИШ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА фология распространилась на Европу и, как «гордая пальма переходит в суровую и мрачную сосну,... точно так же Южный миф — в сказание Севера»1. По мнению Гёрреса, «вся религия в ее генезисе — это одно растение..., оно радостно цветет во все времена, и одна в нем жизнь, разлившаяся по всем его членам, и все же всякий раз, как виноградная лоза, она в своем месте и в свое время дает совсем иное вино, по-своему пылкое, горячее»2. Так формировалась концепция диффузионизма, получившая значительное распространение в XIX в. Согласно этой концепции, мифология (или религия) возникает (или передается богами) в одном определенном месте, в одно определенное время, одному определенному народу, а затем исторически распространяется по земному шару, по разным народам и культурам, в той или иной мере модифицируясь и приспосабливаясь к новым условиям. Сами романтики были нацелены на быстрое разрешение индоевропейской проблемы. Они считали, что реконструкция языка и культуры индоевропейцев — задача не только вполне разрешаемая, но, более того, ее решение — дело ближайшего будущего. Все сложности этой проблемы на первых порах не осознавались. Такой оптимизм — вещь совершенно закономерная и даже необходимая для тех, кто открывает новые горизонты науки. Однако даже сейчас, в начале XXI в., несмотря на свою почти 200-летнюю историю, индоевропейская проблема все еще далека от единственного, общепризнанного решения. Как отметил с нескрываемой иронией один из видных специалистов в этой области, «нет сомнений в том, что прародина была в конце концов обнаружена, ведь ее искали повсюду — от Северного полюса до Южного и от Атлантического океана до Тихого. С точки зрения хронологии прародину помещали как угодно — начиная с 100 000 г. до н.э. и до 1600 г. до н.э., приблизительного времени распространения боевых колесниц из Восточной Анатолии»3. АвтЪр конечно же несколько парадоксализирует положение дел в индоевропеистике, но он прав в главном: вплоть до настоящего времени мы не знаем.вполне определенно, где и когда жили наши индоевропейские предки. Там же. 2 Там же. С. 284. 3 Мэллори Дж. П. Индоевропейские прародины // Вестник древней Date: 2015-11-13; view: 358; Нарушение авторских прав |