Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. Романтические концепции мифотворчества щщ





ках имеется единство грамматической системы, историческая пре­емственность и т.д.

Несомненная историческая заслуга романтиков состоит в со­здании предпосылок, формулировании и первоначальной разра­ботке многогранного научного комплекса индоевропеистики. В ос­нове индоевропеистики — сложнейшая индоевропейская проблема, решаемая совместными усилиями языкознания, истории, архео­логии, этнографии, культурологии, философии и др. Суть индоев­ропейской проблемы заключается в определении той первоначаль­ной области (прародины), которая была заселена племенами, говорившими на индоевропейском языке-основе до его разделе­ния на различные группы, а также в установлении того времени, когда начался процесс разделения индоевропейского «праязыка», и, наконец, в выяснении последовательности основных этапов раз­деления индоевропейских диалектов.

Романтики связывали решение этой проблемы с Индией. Для романтизма вообще характерно трепетное отношение к культуре и мифологии Востока. В восточной, и прежде всего индийской, ми­фологии они усматривали христианское по духу самоотречение. Ожидаемая духовная революция, по их мнению, грядет с Востока.

К востоку, все к востоку Стремление земли — К востоку, все к востоку Летит моя душа1.

В области сравнительно-исторической мифологии романтика­ми были созданы умозрительные концепции, согласно которым общечеловеческие истоки мифологии и религии следует искать в Индии. Миф — это выражение божественного откровения, и пер­выми его получили люди в Индии.

Так, например, Й. Гёррес, утверждавший органическую целост­ность религиозного и мифологического сознания всех народов («великие стихии мифа повсеместно те же»), отмечал: «Все бы­тие — откровение божества, его сотворившего, а священный миф — это откровение богов, вторивших божеству в его открове­нии, — могучее изобилие Индии»2. Именно из Древней Индии ми-

Ветцель Ф.Г. На восток / пер. В.А. Жуковского // Жуковский В.А. Соч. В 3 т. М., 1980. Т. 1. С. 94. 2 Гёррес Й. Сполохи // Эстетика немецких романтиков. М., 1987. С. 264.

7 -10856


ШИШ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА

фология распространилась на Европу и, как «гордая пальма пере­ходит в суровую и мрачную сосну,... точно так же Южный миф — в сказание Севера»1. По мнению Гёрреса, «вся религия в ее гене­зисе — это одно растение..., оно радостно цветет во все времена, и одна в нем жизнь, разлившаяся по всем его членам, и все же вся­кий раз, как виноградная лоза, она в своем месте и в свое время дает совсем иное вино, по-своему пылкое, горячее»2. Так форми­ровалась концепция диффузионизма, получившая значительное распространение в XIX в. Согласно этой концепции, мифология (или религия) возникает (или передается богами) в одном опреде­ленном месте, в одно определенное время, одному определенному народу, а затем исторически распространяется по земному шару, по разным народам и культурам, в той или иной мере модифици­руясь и приспосабливаясь к новым условиям.

Сами романтики были нацелены на быстрое разрешение ин­доевропейской проблемы. Они считали, что реконструкция языка и культуры индоевропейцев — задача не только вполне разрешае­мая, но, более того, ее решение — дело ближайшего будущего. Все сложности этой проблемы на первых порах не осознавались. Та­кой оптимизм — вещь совершенно закономерная и даже необхо­димая для тех, кто открывает новые горизонты науки.

Однако даже сейчас, в начале XXI в., несмотря на свою почти 200-летнюю историю, индоевропейская проблема все еще далека от единственного, общепризнанного решения. Как отметил с не­скрываемой иронией один из видных специалистов в этой обла­сти, «нет сомнений в том, что прародина была в конце концов об­наружена, ведь ее искали повсюду — от Северного полюса до Южного и от Атлантического океана до Тихого. С точки зрения хронологии прародину помещали как угодно — начиная с 100 000 г. до н.э. и до 1600 г. до н.э., приблизительного времени распростра­нения боевых колесниц из Восточной Анатолии»3.

АвтЪр конечно же несколько парадоксализирует положение дел в индоевропеистике, но он прав в главном: вплоть до настоя­щего времени мы не знаем.вполне определенно, где и когда жили наши индоевропейские предки.

Там же.

2 Там же. С. 284.

3 Мэллори Дж. П. Индоевропейские прародины // Вестник древней
истории. 1997. № 1. С. 61.








Date: 2015-11-13; view: 358; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию