Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 9. Романтические концепции мифотворчества кц
Миф — это целостная и тотальная форма духа, в которой народ выражает свои чувства и мысли. Как и национальный язык, миф — продукт длительного исторического коллективного бессознательного творчества. Миф, язык, обычаи, народная поэзия теснейшим образом связаны и между собой, и с историей народа. Только из анализа истории народной жизни можно восстановить мифологию народа, историю его языка, древние обычаи. Миф соответствует глубинной сути народа. Каков народ, таковы и его мифы. Это значит, что из анализа древней мифологии народа можно вывести представление о его своеобразии, неповторимых особенностях его истории. В таком подходе была заложена высокая оценка языческой культуры как культуры народной, выражающей внутреннюю жизнь народа, его нравственные и религиозные качества. Это дало романтикам основания для воссоздания народной поэтической культуры средневековья. Отказавшись от просветительских оценок, они представили яркую, величественную и своеобразную картину средневековой народной культуры, противопоставив ее христианству, которое, по словам Я. Гримма, «не было народным. Оно пришло из чуждого далека и хотело вытеснить старых домашних богов, которых земля уважала и любила»1. Ключ к пониманию древней мифологии романтики усматривали в языке. Филология, историческая грамматика позволяют раскрыть не только глубины языка, но и глубины национальной мифологии. Связь между языком и мифологией состоит в том, что первоначально слова возникли не как непосредственное обозначение предмета, а как средство выражения некоторого изобразительного впечатления от предмета в сознании субъекта. И только впоследствии эти же слова стали использоваться как знаки для обозначения отвлеченного понятия. Поэтому значение слова (которое было неотделимо и от того, что оно выражало, и от повседневных жизненных обстоятельств, образов, обрядов, верований и др.) приобрело мифологическую образность. Миф здесь выступает следствием развития способности языка отражать абстрактные отношения. Таким образом, история языка есть одновременно история мышления, история мифологии, история национальной психологии. История слова позволяет выразить тончайшие нюансы в истории Духовной жизни народа. Так закладывались романтиками методологические основы сравнительно-исторической мифологии. 1 Grimm J.L.K. Deutsche Mythologie. Warshawa; Leipzig. 1844, S. VII. ШВвЭЛ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА Уже Я. Гримм исследовал немецкую мифологию не философскими, абстрактно-схематическими, умозрительными, а конкретно-научными методами, прежде всего сравнительно-историческим методом. Он многое сделал для обоснования применения этого метода в изучении народного творчества. В его трудах определение родства мифологий (а не только языков) по степени их близости становилось необходимой предпосылкой построения схемы исторического развития мифологии. Из трех ступеней развития германских языков (древней, средней, новой) он выводит и ступени развития немецкой этномифологии. Разумеется, его пионерские методологические разработки были еще незрелыми, содержали немало ошибок. Так, он не сумел отделить немецкую мифологию от мифологий других европейских народов, в частности преувеличивал сходство немецкой мифологии со скандинавскими сагами. В результате в его «немецкую мифологию» «затесались» и не немецкие боги. Кроме того, не всегда Я. Гримму удавалось отделять языческую мифологию от христианства, евангельской мифологии. И наконец, он нередко отождествлял поэтические произведения средневековых поэтов с продуктами народного мифологического творчества. И тем не менее именно в творчестве немецких романтиков, и прежде всего Я. Гримма, были заложены основы сравнительно-исторической мифологии, которая нацелена на основе сравнения мифов (образов, сюжетов и смыслов) различных исторических эпох (одного или разных народов) раскрывать объективные закономерности формирования и развития мифологического сознания. Date: 2015-11-13; view: 370; Нарушение авторских прав |