Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зарождение сравнительно-исторического языкознания
Эпоха романтизма оказалась краеугольной вехой в историческом развитии науки о мифе. Накопленный предшествующим историческим развитием философский опыт изучения мифотворчества у романтиков достиг границ своей меры. Становилось очевидным, что исторический период умозрительных толкований ГЛАВА 9. РОМАНТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МИФОТВОРЧЕСТВА |£9 сущности мифа исчерпал себя. В науке о мифе качественно изменилась ситуация. Накопился громадный массив разнообразных конкретных эмпирических знаний, которые требовали совершенно новых методологических подходов. Натурфилософский (если использовать термин, который применяется к познанию природы) период развития науки о мифе закончился. Наука о сущности мифотворчества нуждалась в переходе на пути конкретно-научного познания своего объекта. Появилась потребность в разработке методологических установок конкретно-научного исследования мифологии. А это возможно только в тесном союзе мифологии как науки с другими социально-гуманитарными науками — этнографией, историей, археологией, лингвистикой, психологией и др. В системе теоретико-методологических предпосылок конкретно-научного изучения мифотворчества важное место занимал принцип историзма. Он базируется на представлении о естественном развитии объекта во времени по некоторым законам, которые определяют изменяемость форм объекта и их смену; исторически сложившаяся изменяемость форм является причиной их многообразия. Апробированный в естествознании, прежде всего в биологии, в первой половине XIX в. принцип историзма распространялся и на социально-гуманитарное познание. Широко использовался в социально-гуманитарном познании и сравнительный метод, заключающийся в сравнении изучаемых явлений с целью выявления их сходств и различий. Сравнительный метод позволял выявлять причинные связи между явлениями культуры, последовательность возникновения и развития культурных форм; способствовал построению различных классификаций и типологий, что в свою очередь способствовало разработке теоретических обобщений, концепций, гипотез и т.д. Важной заслугой романтиков, критиковавших просветительную философию за ее умозрительность и схематизм, была разработка нового мощного метода в гуманитарном познании — сравнительно-исторического, объединившего в себе достоинства сравнительного и исторического методов познания. Сравнительно-исторический метод направлен на сопоставление различных форм объекта, на выявление их тождества и различия с тем, чтобы определить закономерности исторического развития объекта, в том числе и общие истоки этих форм. Сравнительно-исторический метод содержит в себе принцип системности, предполагающий взаимодействие частей в составе некоторого целого. Если в естествознании плодотворность сравнительно-исторического ме- ■ЫЯ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА тода проявилась прежде всего в биологии (в сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии и др.), то в социально-гуманитарном познании эвристические возможности метода проявились в языкознании, в изучении истории языка. Романтическое мировоззрение нацеливало на отказ от просветительного нормативного понимания языка как универсальной структуры и признание множественности языковых форм выражения знаний. (Новалис говорил, что «у каждого человека свой собственный язык».) Это способствовало формированию установки на изучение древнейших этапов развития языков, на изучение истории языков. (Новалис даже призывал к восстановлению древних языков.) После во многом еще декларативного заявления, сделанного во второй половине XVIII в. У. Джонсом, о родстве санскрита с европейскими языками, открылись реальные возможности конкретно-научной реализации лингвистических и ориенталист-ских идеалов романтиков о всеобщей связи культур и языков. В 1808 г. Ф. Шлегель в работе «О языке и мудрости индийцев» сформулировал программу сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков. Он призывал к конкретно-научному изучению грамматических структур, форм спряжения, к сравнению языков как целостных систем, ввел понятие «языковой семьи» (индоевропейской). Как некогда существовал единый индоевропейский язык, так существовала и общая индоевропейская мифоло^ гия, которая впоследствии распалась на множество отдельных мифологий. При этом Ф. Шлегель высказал мысль о том, что санскрит является не праязыком, а промежуточной ступенью между праязыком и современными языками. На конкретно-научную основу идеи Ф. Шлегеля поставил находившийся под влиянием романтиков Ф. Бопп, который и заложил основы сравнительно-исторического языкознания. В 1816 г. в работе «О системе спряжения санскритского языка в сравнении с таковым греческого, латинского, персидского и германского языков», сравнивая глагольные флексии, Ф. Бопп показал, что в индоевропейских языках имеется единство грамматической системы. Сравнительно-исторический метод изучения индоевропейских языков получил свое развитие в трудах Р. Раска и А.Х. Востокова, которые уже были далеки от философских рассуждений о природе языка, но старались выработать конкретно-научный метод исследования истории языков и их сравнения. Так под влиянием романтизма в начале XIX в. зарождалась индоевропеистика, результаты развития которой вплоть до настоящего времени су- ГЛАВА 9. РОМАНТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МИФОТВОРЧЕСТВА |i| щественным образом продолжают оказывать помощь ученым в их попытках прояснить природу и историю мифологии. Эти идеи были поддержаны Я. Гриммом, который усматривал в языке «дух народа» и ввел в научный оборот понятие «историческая грамматика», и В. Гумбольдтом, пытавшимся представить язык как особую деятельность и как органическую целостность, которая «не может возникнуть иначе как сразу и вдруг,...где одно проявляется через другое, общее в частном и где благодаря всепроникающей силе образуется целое»1. В. Гумбольдт призывал изучать связь звука и значения, языковые типологии и др. В языке, представляющем собой особый «мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека»2, и превращающем действительность в мысль, В. Гумбольдт выделял две составляющие: рациональную, основывающуюся на чистых идеях, и чувственную, соединяющую образную наглядность и действительность. Такое единство неизбежно придает языку художественную красоту. Потому и сущность искусства, по его мнению, состоит не в подражании действительности, а в «претворении действительности в образ»3. Из этого следовала идея о том, что истоки мифа нужно искать в его связях с языком. В доисторическом прошлом слово и то, что оно выражает, были тесно связаны; наименование предметов происходило по тому художественно-образному впечатлению, которое эти предметы производили на человека; со временем впечатления отделились от понятия, превратились в мифологию и стали забываться, а в культуре оставались лишь отвлеченные понятия4. Сравнительно-исторический метод романтики переносят из лингвистики в науку о мифе. Date: 2015-11-13; view: 474; Нарушение авторских прав |