Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путь Ф. Шеллинга к философии мифологии





Романтики очень серьезно относились к научно-философско­му изучению мифотворчества. Им принадлежит несомненная за­слуга введения мифотворчества в «логические пространства» ис­торического, эстетического, филологического исследований. Все это происходило на фоне поисков конструктивных идей в фило­софском и конкретно-научном изучении мифотворчества. Свое за­вершенное развитие романтическая трактовка сущности мифо­творчества получила в работах Ф. Шеллинга, который выделил философию мифологии как особую отрасль философско-теорети-ческого знания и определил ее как такое исследование, которое «поднимается... над существованием мифологии и задается во­просом о природе, о сущности мифологии, тогда как просто уче­ное, или историческое, исследование довольствуется тем, что кон­статирует данные мифологии»1. Философия мифологии трактуется Шеллингом как теоретическое постижение сущности мифологии в отличие от поверхностного эмпирического описания ее.

Мифотворчеством Шеллинг интересовался на протяжении всей своей творческой жизни. Начиная с юношеского сочинения «О ми-

Шеллинг Ф. Введение в философию мифологии // Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 162.


ШЪУШ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА

фах, исторических сказаниях и философемах древности», написан­ного в 1793 г., и вплоть до последних лет жизни, когда им были прочи­таны ставшие легендарными лекции по «философии откровения», Шеллинг продумывал принципы и содержание своей философской теории мифотворчества. Как известно, философское развитие Шел­линга было весьма противоречивым. В поисках путей познания Аб­солюта он переходил от одного философского ориентира к другому. Сначала это было фихтеанское самосознание; затем — природа, то, что предшествует индивидуальному человеческому сознанию (пер­вая половина 90-х гг. XVIII в.); далее Шеллинг обращается к пред­шествующему природе Абсолютному духу, который трактует как неразличимое тождество, недифференцированность субъекта (бес­конечного) и объекта (конечного) — «трансцендентальный идеализм» и философия тождества (первое десятилетие XIX в.); и в конце кон­цов (с середины 1810-х гг. до 1854 г.) его взоры обратились к Богу, «откровением» которого, по его мнению, и является природно-соци-ально-духовная реальность («философия Откровения»).

В 1800 г. в «Системе трансцендентального идеализма» Шел­линг формулирует свое понимание (важнейшего в объективном идеализме) принципа тождества мышления. В соответствии с этим пониманием, развитие природы (объективности) завершается по­явлением человека с его сознанием (субъективности), а развитие субъективности (т.е. истории познания и самопознания) должно вновь привести к объективности — полному тождеству духовного и материального, мышления и бытия. Идея была должным обра­зом оценена современниками, которые ее подхватили и развили дальше — в направлении поиска конкретных соотношений объек­тивности и субъективности. Так, Гегель направил свои усилия на рационально-понятийную схематизацию саморазвития Абсолют­ной идеи. Сам Шеллинг, находившийся под значительным влия­нием романтизма, искал решение этой проблемы в чувственно-эмоциональной сфере сознания — через непосредственное внутреннее переживание, художественно-образное воплощение, интуицию. Он считал, что всеобщее с предельной очевидностью предстает только в художественном творчестве, в непосредствен­ном образном созерцании.'Причем, предстает так, что сам худож­ник, творец чувственной образности, не может обосновать такого постижения, он просто верит в него и принимает как чудо, как от­кровение.

Искусство Шеллинг считал высшей формой духовности, где достигается наиболее полное разрешение противоречий между со­знательным и бессознательным как важнейшими моментами Аб-


ГЛАВА 9. РОМАНТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ■££■

солюта. Искусство — это «бесконечность бессознательности», оно выше и науки, и философии; оно конкретнее, целостнее и доступ­нее, чем они, лишь оно непосредственным чувственным созерца­нием «открывает взору святая святых... Эстетическое созерцание Шеллинг ставит выше интеллектуального. Особенность эстетиче­ской деятельности Шеллинг усматривал в том, что художник творит не какой-либо одной своей способностью, а вовлекает в творчество все силы своей души. При этом, в отличие от многих романтиков, он убежден, что искусство во всех своих творческих формах (вклю­чая мифотворчество) познаваемо философией, и притом познава­емо полностью.


Миф как «бессознательная бесконечность»

В «системе трансцендентального идеализма» Шеллинг исхо­дил из того, что как только неразличимое тождество субъекта и объекта рождается, оно сразу начинает дифференцироваться и приобретает формы особенного. Первой такой формой являют­ся идеи. Они могут предстать сознанию либо в виде представле­ний (понятий), и тогда мы имеем дело с философией; либо в виде реально созерцаемых образов богов, и тогда мы имеем дело с ис­кусством и мифологией. Таким образом, «идеи в философии и боги в искусстве — одно и то же»1. Философия и мифология постигают одно и то же, но только разными средствами. В философии эти сред­ства в большей мере объективированные, а в мифологии — субъек­тивированные. Мифологические боги «суть не что иное, как идеи философии, но созерцаемые объективно, или реально»2. На почве мифотворчества происходило становление философии и поэзии, ис­кусства. Шеллинг любил говорить, что Гомер показал нам, как ми­фология закончилась в поэзии, а Гесиод — как мифология закон­чилась в философии.

С точки зрения Шеллинга, особенность мифотворчества в том, что это преимущественно бессознательное творчество; это «бес­сознательная бесконечность (синтез природы и свободы)»3; здесь, как и в универсуме, «прошлое и будущее суть одно». Мифология — первичный материал и материя всех основных форм культуры. В мире мифопоэтической фантазии «все возможное непосред-

ШеллингФ. Философия искусства. М., 1966. С. 100.

2 Там же. С. 69.

3 Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма // Ф. Шеллинг.
Соч. В 2 т. М., 1987. Т. 1. С. 478.


■!&■ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА

ственно действительно»1; именно этим объясняется своеобразие мифологии как сказания о богах, претендовавшего на высшую объективность. Мифология есть первобытный бессознательный художественно-образный способ осознания всеобщего. Миф —■ результат творчества целого народа. «Миф — это судьба наро­да», — любил повторять Шеллинг. Как коллективное творчество, мифотворчество есть творчество бессознательное, протекающее вне законов логики.

Шеллинг — сторонник символического толкования мифов. Мифология — это мир в форме возвышенных образов богов. В ми­фологии «реальные, наделенные жизнью и существованием идеи суть боги; поэтому общая символика или общее воспроизведение идей как реальных дано в мифологии»2. Он считал, что в мифоло­гии был заложен универсальный художественный принцип сим­волизма, мифология должна быть понята из собственного, внут­реннего символизма. Образы мифологии, мифологические боги — это символы некоторых извечных начал бытия, которые, по Шел­лингу, имеют трансцендентный характер и неизбежно чужды лич­ностному опыту. Внутренние смыслы мифологии определялись теми бессознательными силами, которые поднимались в далекое, доисторическое, «темное и неясное» время «из глубины созна­ния»3.

В мифологии заложена общая с искусством основа — бессоз­нательное стремление к бесконечности4. Но стремление к беско­нечности — это стремление к божеству. Мифология является носителем символов, выражающих движение человека от непо­средственно-конкретных к абстрактно-всеобщим формам выра­жения Бога. На этом основании Шеллинг — вполне в духе роман­тизма — и призывает к созданию «новой мифологии», т.е. нового эстетизированного религиозного сознания, согласующегося с «фи­лософией откровения» или учением о самораскрытии божествен­ного Абсолюта.


Принцип мифологического символизма Шеллинг дополнял принципом историзма, утверждал, что мифологию «следует пони­мать <...> исторически»5. Иначе говоря, миф находится во множе-

Шеллинг Ф. Философия искусства. С. 99.

2 Там же. С. 69.

3 Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. С. 325.

4 Шеллинг Ф. Философия искусства. С. 113.

5 Там же. С. 112.


ГЛАВА 9. РОМАНТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ■]£■

ственных связях с реальной историей, которые невозможно ра­зорвать, не нарушая целостности общества и его истории. Как и язык, мифология возникает сразу в виде целого. При этом Шел­линг убежден в возможности научно-рационального постижения истоков мифологии, условий ее возникновения1. Глубокими и зна­чимыми являются рассуждения Шеллинга о продуктивной способ­ности мифологии, ее способности создавать новые отношения, о ее пророческих возможностях, т.е. способности постигать будущее. Как форма универсальная и бесконечная, мифология не только изображает прошлое, объясняет настоящее, но и должна предска­зывать будущее2.

Мифология «философии откровения»

В «философии откровения», разработке которой Шеллинг по­святил последний период своего творческого пути, мифотворче­ство выступает как момент теокосмогонического процесса, опре­делявшегося четырьмя потенциями, бытийными, демиургическими силами (первая потенция — «возможность бытия», вторая — «не­обходимость бытия», третья — «долженствование бытия» как един­ство первых двух, а четвертая — принцип упорядочения мира — логос). Последовательное вхождение потенций в сознание и есть мифологический процесс, «трансцендентальная теогония». Конеч­ная точка мифологического процесса — это восстановление един­ства потенций в сознании, что возобновляет непосредственное отношение человека к Богу.

Шеллинг выделял в мифологическом процессе четыре большие эпохи. Первая эпоха, вхождение первой потенции, относительный монотеизм: астральная религия многих кочевых племен, поклонение звездному небу («сабеизм»).

Вторая эпоха, распад относительного монотеизма: господство первой потенции, мужской образ Уран, женский Урания, рождение ею нового бога-освободителя, который пока не противоборствует, а сосуществует с ними.

Третья эпоха характеризуется борьбой первых двух потенций. Разным фазам этой борьбы соответствуют различные образы богов и героев: на первой фазе — Молох, Баал, Кронос, на второй — герои Геракл, финикийский Мелькарт, на заключительной, третьей фазе — победитель (Кронос), принимающий женский облик (Кибела).

Шеллинг Ф. Философия искусства. С. 166. 2 Там же.



■Ш1 ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА

Четвертая эпоха — включение в мировой процесс третьей по­тенции. Оно приводит, по мнению Шеллинга, к формированию на­циональных мифологий — египетской, индийской, греческой. Гре­ческая мифология завершает мифологический период. В ней вся мифология осознается как процесс взаимодействия трех потенций, которые трактуются как лики одного и того же бога — Диониса. Ди-онисийские мистерии символизируют экстатическое единение раз­личных потенций, а растерзание Диониса — их представление через страдание. Следующий шаг — это переход к божественному откро­вению.

Представленные Шеллингом в «философии откровения» схе­матизация, рубрикация, типологии этномифологий представляет собой лишь историко-философский интерес. Никакого серьезно­го конкретно-научного содержания в «философии откровения» не было. В конце жизни Шеллинг отошел от науки, не следил за бур­но развивающейся у него на глазах индоевропеистикой. В его по­следних работах не учтены новые для того времени материалы из балтийской, германской, славянской мифологий, мифологий на­родов Нового Света, достижения сравнительно-исторического языкознания и сравнительно-исторической мифологии.

И тем не менее историческую заслугу Шеллинга перед нау­кой о мифе сложно переоценить. С позиций романтизма он под­вел итог всего предшествующего развития научно-рационального постижения сущности мифотворчества, наметил пути и принци­пы дальнейшего развития науки о мифе. Ее будущее он усматри­вал в стремлении к пониманию мифологии как продукта бессозна­тельного творчества, в осмыслении историзма мифологии, ее универсальности, в сближении эмпирического и теоретического уровней науки о мифе и др. Многие идеи Шеллинга оказались пророческими.







Date: 2015-11-13; view: 1819; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию