Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Путь Ф. Шеллинга к философии мифологии
Романтики очень серьезно относились к научно-философскому изучению мифотворчества. Им принадлежит несомненная заслуга введения мифотворчества в «логические пространства» исторического, эстетического, филологического исследований. Все это происходило на фоне поисков конструктивных идей в философском и конкретно-научном изучении мифотворчества. Свое завершенное развитие романтическая трактовка сущности мифотворчества получила в работах Ф. Шеллинга, который выделил философию мифологии как особую отрасль философско-теорети-ческого знания и определил ее как такое исследование, которое «поднимается... над существованием мифологии и задается вопросом о природе, о сущности мифологии, тогда как просто ученое, или историческое, исследование довольствуется тем, что констатирует данные мифологии»1. Философия мифологии трактуется Шеллингом как теоретическое постижение сущности мифологии в отличие от поверхностного эмпирического описания ее. Мифотворчеством Шеллинг интересовался на протяжении всей своей творческой жизни. Начиная с юношеского сочинения «О ми- Шеллинг Ф. Введение в философию мифологии // Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 162. ШЪУШ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА фах, исторических сказаниях и философемах древности», написанного в 1793 г., и вплоть до последних лет жизни, когда им были прочитаны ставшие легендарными лекции по «философии откровения», Шеллинг продумывал принципы и содержание своей философской теории мифотворчества. Как известно, философское развитие Шеллинга было весьма противоречивым. В поисках путей познания Абсолюта он переходил от одного философского ориентира к другому. Сначала это было фихтеанское самосознание; затем — природа, то, что предшествует индивидуальному человеческому сознанию (первая половина 90-х гг. XVIII в.); далее Шеллинг обращается к предшествующему природе Абсолютному духу, который трактует как неразличимое тождество, недифференцированность субъекта (бесконечного) и объекта (конечного) — «трансцендентальный идеализм» и философия тождества (первое десятилетие XIX в.); и в конце концов (с середины 1810-х гг. до 1854 г.) его взоры обратились к Богу, «откровением» которого, по его мнению, и является природно-соци-ально-духовная реальность («философия Откровения»). В 1800 г. в «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинг формулирует свое понимание (важнейшего в объективном идеализме) принципа тождества мышления. В соответствии с этим пониманием, развитие природы (объективности) завершается появлением человека с его сознанием (субъективности), а развитие субъективности (т.е. истории познания и самопознания) должно вновь привести к объективности — полному тождеству духовного и материального, мышления и бытия. Идея была должным образом оценена современниками, которые ее подхватили и развили дальше — в направлении поиска конкретных соотношений объективности и субъективности. Так, Гегель направил свои усилия на рационально-понятийную схематизацию саморазвития Абсолютной идеи. Сам Шеллинг, находившийся под значительным влиянием романтизма, искал решение этой проблемы в чувственно-эмоциональной сфере сознания — через непосредственное внутреннее переживание, художественно-образное воплощение, интуицию. Он считал, что всеобщее с предельной очевидностью предстает только в художественном творчестве, в непосредственном образном созерцании.'Причем, предстает так, что сам художник, творец чувственной образности, не может обосновать такого постижения, он просто верит в него и принимает как чудо, как откровение. Искусство Шеллинг считал высшей формой духовности, где достигается наиболее полное разрешение противоречий между сознательным и бессознательным как важнейшими моментами Аб- ГЛАВА 9. РОМАНТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ■££■ солюта. Искусство — это «бесконечность бессознательности», оно выше и науки, и философии; оно конкретнее, целостнее и доступнее, чем они, лишь оно непосредственным чувственным созерцанием «открывает взору святая святых... Эстетическое созерцание Шеллинг ставит выше интеллектуального. Особенность эстетической деятельности Шеллинг усматривал в том, что художник творит не какой-либо одной своей способностью, а вовлекает в творчество все силы своей души. При этом, в отличие от многих романтиков, он убежден, что искусство во всех своих творческих формах (включая мифотворчество) познаваемо философией, и притом познаваемо полностью. Миф как «бессознательная бесконечность» В «системе трансцендентального идеализма» Шеллинг исходил из того, что как только неразличимое тождество субъекта и объекта рождается, оно сразу начинает дифференцироваться и приобретает формы особенного. Первой такой формой являются идеи. Они могут предстать сознанию либо в виде представлений (понятий), и тогда мы имеем дело с философией; либо в виде реально созерцаемых образов богов, и тогда мы имеем дело с искусством и мифологией. Таким образом, «идеи в философии и боги в искусстве — одно и то же»1. Философия и мифология постигают одно и то же, но только разными средствами. В философии эти средства в большей мере объективированные, а в мифологии — субъективированные. Мифологические боги «суть не что иное, как идеи философии, но созерцаемые объективно, или реально»2. На почве мифотворчества происходило становление философии и поэзии, искусства. Шеллинг любил говорить, что Гомер показал нам, как мифология закончилась в поэзии, а Гесиод — как мифология закончилась в философии. С точки зрения Шеллинга, особенность мифотворчества в том, что это преимущественно бессознательное творчество; это «бессознательная бесконечность (синтез природы и свободы)»3; здесь, как и в универсуме, «прошлое и будущее суть одно». Мифология — первичный материал и материя всех основных форм культуры. В мире мифопоэтической фантазии «все возможное непосред- ШеллингФ. Философия искусства. М., 1966. С. 100. 2 Там же. С. 69. 3 Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма // Ф. Шеллинг. ■!&■ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА ственно действительно»1; именно этим объясняется своеобразие мифологии как сказания о богах, претендовавшего на высшую объективность. Мифология есть первобытный бессознательный художественно-образный способ осознания всеобщего. Миф —■ результат творчества целого народа. «Миф — это судьба народа», — любил повторять Шеллинг. Как коллективное творчество, мифотворчество есть творчество бессознательное, протекающее вне законов логики. Шеллинг — сторонник символического толкования мифов. Мифология — это мир в форме возвышенных образов богов. В мифологии «реальные, наделенные жизнью и существованием идеи суть боги; поэтому общая символика или общее воспроизведение идей как реальных дано в мифологии»2. Он считал, что в мифологии был заложен универсальный художественный принцип символизма, мифология должна быть понята из собственного, внутреннего символизма. Образы мифологии, мифологические боги — это символы некоторых извечных начал бытия, которые, по Шеллингу, имеют трансцендентный характер и неизбежно чужды личностному опыту. Внутренние смыслы мифологии определялись теми бессознательными силами, которые поднимались в далекое, доисторическое, «темное и неясное» время «из глубины сознания»3. В мифологии заложена общая с искусством основа — бессознательное стремление к бесконечности4. Но стремление к бесконечности — это стремление к божеству. Мифология является носителем символов, выражающих движение человека от непосредственно-конкретных к абстрактно-всеобщим формам выражения Бога. На этом основании Шеллинг — вполне в духе романтизма — и призывает к созданию «новой мифологии», т.е. нового эстетизированного религиозного сознания, согласующегося с «философией откровения» или учением о самораскрытии божественного Абсолюта. Принцип мифологического символизма Шеллинг дополнял принципом историзма, утверждал, что мифологию «следует понимать <...> исторически»5. Иначе говоря, миф находится во множе- Шеллинг Ф. Философия искусства. С. 99. 2 Там же. С. 69. 3 Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. С. 325. 4 Шеллинг Ф. Философия искусства. С. 113. 5 Там же. С. 112. ГЛАВА 9. РОМАНТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ■]£■ ственных связях с реальной историей, которые невозможно разорвать, не нарушая целостности общества и его истории. Как и язык, мифология возникает сразу в виде целого. При этом Шеллинг убежден в возможности научно-рационального постижения истоков мифологии, условий ее возникновения1. Глубокими и значимыми являются рассуждения Шеллинга о продуктивной способности мифологии, ее способности создавать новые отношения, о ее пророческих возможностях, т.е. способности постигать будущее. Как форма универсальная и бесконечная, мифология не только изображает прошлое, объясняет настоящее, но и должна предсказывать будущее2. Мифология «философии откровения» В «философии откровения», разработке которой Шеллинг посвятил последний период своего творческого пути, мифотворчество выступает как момент теокосмогонического процесса, определявшегося четырьмя потенциями, бытийными, демиургическими силами (первая потенция — «возможность бытия», вторая — «необходимость бытия», третья — «долженствование бытия» как единство первых двух, а четвертая — принцип упорядочения мира — логос). Последовательное вхождение потенций в сознание и есть мифологический процесс, «трансцендентальная теогония». Конечная точка мифологического процесса — это восстановление единства потенций в сознании, что возобновляет непосредственное отношение человека к Богу. Шеллинг выделял в мифологическом процессе четыре большие эпохи. Первая эпоха, вхождение первой потенции, относительный монотеизм: астральная религия многих кочевых племен, поклонение звездному небу («сабеизм»). Вторая эпоха, распад относительного монотеизма: господство первой потенции, мужской образ Уран, женский Урания, рождение ею нового бога-освободителя, который пока не противоборствует, а сосуществует с ними. Третья эпоха характеризуется борьбой первых двух потенций. Разным фазам этой борьбы соответствуют различные образы богов и героев: на первой фазе — Молох, Баал, Кронос, на второй — герои Геракл, финикийский Мелькарт, на заключительной, третьей фазе — победитель (Кронос), принимающий женский облик (Кибела). Шеллинг Ф. Философия искусства. С. 166. 2 Там же. ■Ш1 ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА Четвертая эпоха — включение в мировой процесс третьей потенции. Оно приводит, по мнению Шеллинга, к формированию национальных мифологий — египетской, индийской, греческой. Греческая мифология завершает мифологический период. В ней вся мифология осознается как процесс взаимодействия трех потенций, которые трактуются как лики одного и того же бога — Диониса. Ди-онисийские мистерии символизируют экстатическое единение различных потенций, а растерзание Диониса — их представление через страдание. Следующий шаг — это переход к божественному откровению. Представленные Шеллингом в «философии откровения» схематизация, рубрикация, типологии этномифологий представляет собой лишь историко-философский интерес. Никакого серьезного конкретно-научного содержания в «философии откровения» не было. В конце жизни Шеллинг отошел от науки, не следил за бурно развивающейся у него на глазах индоевропеистикой. В его последних работах не учтены новые для того времени материалы из балтийской, германской, славянской мифологий, мифологий народов Нового Света, достижения сравнительно-исторического языкознания и сравнительно-исторической мифологии. И тем не менее историческую заслугу Шеллинга перед наукой о мифе сложно переоценить. С позиций романтизма он подвел итог всего предшествующего развития научно-рационального постижения сущности мифотворчества, наметил пути и принципы дальнейшего развития науки о мифе. Ее будущее он усматривал в стремлении к пониманию мифологии как продукта бессознательного творчества, в осмыслении историзма мифологии, ее универсальности, в сближении эмпирического и теоретического уровней науки о мифе и др. Многие идеи Шеллинга оказались пророческими. Date: 2015-11-13; view: 1819; Нарушение авторских прав |