Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 8. Мировоззрение романтизма цз
способствовала возникновению интереса к мифологиям народов Западной Европы. Появились переводы английских баллад, ряд статей о литературе и мифологии народов Европы в различных периодических изданиях, вопрос стал достоянием художественной литературы1. В середине XVIII в. возникает широкий интерес и к славянскому народному творчеству. Сначала в самых общих, декларативных формах. Обращение к «поэзии нашего простого народа» как к материалу для изучения законов русского стихосложения возглавил В.К. Тре-диаковский. В программе создания русского литературного языка (по западно-европейской — например, французской — модели) с сознательной установкой на разговорную речь, на естественное употребление, а не искусственные нормы церковнославянского языка, уже потенциально была заложена ориентация на народное творчество и народную поэзию. Тредиаковский призывал видеть в народной поэзии.один из важнейших источников новой национальной литературы и нового литературного языка. Во второй половине XVIII в. народной поэзией в России интересуется уже широкий круг деятелей науки и искусства; народное творчество начинают ценить, уважать, его отдельные элементы пытаются перенести в профессиональную литературу и искусство. Но в нем пока усматривают не объект научного познания, а оригинальный источник литературно-художественных образов, способный дать новые формы и средства увлечения и увеселения читателя; причем, источник, не лишенный вульгарности и площадности. Обращение к народной культуре теснейшим образом переплетается с идеей историзма, формированием истории как науки. Исторические труды В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, И.Н. Болтина, Г.Ф. Миллера, М.М. Щербатова заложили предпосылки развития отечественной истории, источниковедения, этнографии, фольклористики и др. Правда, источниковедческая, методологическая и мировоззренческая база этих первых исторических исследований была еще крайне слабой. В общеевропейском русле освоения народного творчества возникает отечественное направление изучения славянской мифоло- В начале XIX в. появлялось немало подобных, часто удачных, фальсификаций. Одна из них — искусный подлог «древних» чешских песен Краледворской рукописи В.В. Ганкой в начале XIX в. Намек на увлечение Оссианом сохранился в известных строках Пушкина о Ленском, читавшем Онегину «отрывки северных поэм». ШИ.-М ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА гии и фольклора. Первый опыт изучения славянской мифологии! и обрядности принадлежит М.Д. Чулкову1. Начатое им дело про-| должили М. Попов, Г. Глинка, А. Кайсаров, считавший, что «создание национальной мифологии является одним из звеньев общего патриотического дела»2, включения русской литературы в единый общеевропейский литературный поток. В их пионерских трудах обработаны отечественные и зарубежные источники, содержавшие сведения о древнеславянской мифологии и обрядности, представлены первые попытки их систематизации3. Наши первые отечественные мифографы находились под влиянием западноевропейского романтизма, руководствовались чувством патриотизма и здоровой научной соревновательности. Общая установка была совершенно определенной: если существовали древнегреческая, древнеримская мифологии, национальные мифологии европейских народов, то должна существовать и древнерусская мифология. Мысль совершенно справедливая, но на первых порах она воплощалась с большими «перегибами». Так, у первых отечественных мифографов славянская, мифология воссоздается не столько как объект научного исследования, сколько как область художественного творчества. В поэтической древности народа усматривался прежде всего арсенал необычных М. Чулков — личность исключительно колоритная. Выходец из социальных низов, актер театральной труппы Волкова, студент МГУ, затем на царской службе в качестве придворного лакея. В 1769 г. начинает литературную деятельность, приступает к изданию сатирического журнала «И то и сио». Успешно продвигался по чиновничьей лестнице, был на хорошем счету у Екатерины II, получил дворянское звание и умер помещиком. 2 Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т 1. М., 1958. 3 Чулков М.Д. Словарь русскихъ суеверш. М, 1782; Чулков М.Д. Абвега ГЛАВА 8. МИРОВОЗЗРЕНИЕ РОМАНТИЗМА ШШШ образно-поэтических средств. При этом авторы даже не всегда стремились к объективной передаче материала; они включали в сборники текстов древней мифологии и свои собственные, навеянные воображением сочинения, выполненные, так сказать, в стиле ретро. Методологическая база была совершенно не разработана. Не было опыта обращения с первоисточниками, к ним относились еще очень поверхностно и подчас даже легкомысленно. Главная проблема состояла в отсутствии надежных источников, которые бы содержали в себе славянскую языческую традицию. Источники, из которых черпались образы древнеславянских богов, носили внешний, вторичный, поздний характер, а нередко вообще были весьма сомнительного качества1. Поэтому в первых трудах по древнеславянской мифологии наряду с действительными образами мы встречаем и множество мнимых образов славянских богов (Баламир, Гассан, Доброд, Световид, разные Лады и Лели и др.), которые либо создавались богатой фантазией первых отечественных мифографов, либо заимствовались из германских и скандинавских мифологий. Над авторами довлели каноны древнегреческой мифологии, она трактовалась как образец, на который надо равняться. И потому пантеон мнимых древнеславянских богов дополнялся классическими образами древнегреческой мифологии — Аполлоном, Эриниями, Эротом, Кипридами и пр. За божества часто принимались даже междометия, сопровождавшие народные обряды, песни. Кроме того, значения богов непосредственно выводились из этимологии их имен. Таким образом, интерес к славянской мифологии — относительно молодое явление в истории нашей культуры. Как устойчивая тенденция интерес к отечественной мифологии возникает лишь во второй половине XVIII в. на гребне общеевропейской волны романтизма. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В какой исторический период формировались мировоззренческие основы романтизма? 2. Какие основные идеалы и ценности присущи романтизму? Среди них труд Прокопия «О войне с готами» (VI в.), «Хроника» Тит-мара Мерзенбургского (начало XI в.), «Деяния гамбургских епископов» Алдама Бременского (середина XI в.), работа Гельмольда «Славянская хроника» (середина XII в.) и др. ■ПЯ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА I ------------------------------------------------------------------------------------------------------- f- 3. Романтический герой, кто он? 4. В чем особенность романтического мистицизма? 5. Когда и как в Европе формировался многоплановый интерес к народной культуре? 6. Каким было отношение представителей романтизма к мифологии? 7. Зачем, по мнению романтиков, нужно было возрождать мифологию? 8. Когда формировалась отечественная традиция изучения славянской мифологии? 9. Под чьим влиянием формировалась отечественная традиция изучения славянской мифологии? 10. Каковы особенности первых отечественных исследований славянской мифологии? ГЛАВА 9 РОМАНТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МИФОТВОРЧЕСТВА 9.1. МИФ КАК СИМВОЛ: Ф. КРОЙЦЕР Романтизм тяготел к символическим концепциям мифотворчества. При всем необычном для нас и часто, казалось бы, абсурдном своем содержании мифы есть порождение народного духа, а значит, они несут в себе некоторые объективные основания. Такие основания могут быть и натуральные (природные и общественные), и трансцендентные (супранатуральные). И те и другие проявляются через смысловой контекст мифотворчества. Его анализ и расшифровка позволяют выявить такие основания и тем самым расширить наши представления о реальных условиях первобытной жизни. Символическая теория мифа родственна аллегорической трактовке мифа. Обе базируются на различии чувственно-образного и логико-понятийного в сознании. Но в отличие от аллегорической концепции, в символической теории мифологический образ рассматривается не как наглядное олицетворение некоторой идеи, а как знак, выражающий определенный смысл. Иначе говоря, на место образной персонификации (идей, понятий) ставится смысловое отношение, которое носит абстрактный, многозначный и открытый интерпретациям характер, здесь наглядный образ наделяется смысловой глубиной и перспективой. Если в аллегории ШНШ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА олицетворяемая идея господствует над наглядным образом, то в символизме абстрактный смысл связан с тем, что он выражает, опосредованными логическими связями. Потому символизм нередко возникал как следствие трансформации однозначной аллегории в многозначную (таких примеров много в поздней античности и в средневековье); или когда отношение между обозначаемым (идея, смысл) и обозначающим (чувственный образ) становится весьма абстрактным, не укладывается в русло простых наглядных корреляций. Символ есть проявление бесконечного в конечном конкретно-чувственном образе. Но что такое бесконечное? Бесконечное — это Бог. Вполне закономерно, что романтический мистицизм в первую очередь ориентировал символическую трактовку мифа на постижение трансцендентных смыслов мифотворчества. Наиболее яркое воплощение такая ориентация получила в трудах Ф. Кройцера, который исходил из того, что миф несет в себе глубинный символизм бесконечного, а расшифровка этого символизма — главная цель философско-теоретической и научной рефлексии над мифом. Кройцер видел в символе непосредственное и органичное выражение смысла и разделял «мистические символы», непосредственно выражающие бесконечное, и «пластические символы», вмещающие смысловую бесконечность в замкнутую форму. Каким бы неожиданным, странным, диковинным, неуклюжим и подчас даже гротескным ни было содержание мифа, как бы ни проявлялись в нем случайные, порожденные фантазией поэтов-творцов (или народов) стороны художественного воображения, в любом случае они символически раскрывают содержание бесконечного. Мифологические боги — самые древние символы бесконечного, единого Бога, в которых «красота формы объединялась с высочайшей полнотой сущности»1. В мифологии мистическая и пластическая символики теснейшим образом переплетаются. По Кройцеру, миф есть простейшая и древнейшая символическая форма мудрости человечества, сообщенная ему бесконечным Творцом. Правда, в своей подлинной форме эта древнейшая мифология до нас не дошла. Она оказалась значительно измененной либо жрецами (которые ее упрощали и редуцировали до уровня басен и сказок, чтобы сделать доступной простому люду), либо (как у древ- Creuzer F. Symbolik und Mythologie der alten Volker, besonders der Griechen. Bd. 1. Darmstadt, 1810. S. 75. Date: 2015-11-13; view: 709; Нарушение авторских прав |