Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миф как памятник народного духа





Мифотворчество, его сущность, закономерности развития были излюбленными темами романтиков. Миф ощущался ими как великая тайна истории, к разрешению которой они стремились подойти и с позиций искусства, и с позиций науки.

Первобытность романтики трактовали в духе концепции «зо­лотого века». Первобытный человек еще не вполне отделился от природы, был еще связан с ней множеством связей, которые уже давно утеряны, чувствовал свое единство с ней, был заряжен ее могучей энергией. Он еще не умел противопоставлять абстракции и чувства, связывать восприятия в общие понятия. Любое чувство в нем господствовало над понятием и переполняло мироощущение. Грехопадение человека, когда он захотел сравниться с Богом, при­вело его к отрыву от мировой гармонии. Обратившись к разуму и абстракциям, человек омертвил и природу, и самого себя. Былое божественное великолепие рассыпалось, и теперь главная исто­рическая задача человечества состоит в том, чтобы его восста­новить. Но сделать это можно только на основе чувства боже­ственной бесконечности, т.е. средствами религиозного сознания.


Щ5ЕШ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА

Какого религиозного сознания? Вовсе не обязательно хрис­тианства. Как многообразно бытие, так многообразны формы ре­лигиозного сознания. Каждый индивид может быть религиозным пророком и основателем новой религии. Вопрос заключается лишь в том, какая из возможных форм религии является лучшей для ре­ализации этой величайшей миссии. Единого ответа на этот вопрос у романтиков не было1. Преобладала сформулированная Ф. Шле-гелем идея художественного обновления религии и мифологии. Так мифология оказалась в центре мировоззренческих исканий роман­тиков.

Критический анализ концепций мифа приводит Ф. Шлегеля к выводу, что мифология — это присущая древним людям с их дет­ской фантазией форма изначального открытия «существа беско­нечного духа»2. Миф — памятник «народного духа», проявление мудрости народа, универсальная символика народного поэтиче­ского сознания. Если «религия есть основа человеческого бытия», то, считает А. Шлегель, «мифология должна быть объяснена... из истинной простой религии, которую мы с уверенностью можем допустить у.древнейших людей»3. Мифология — это первый, роб­кий и несовершенный шаг на пути познания бесконечного (Бога).

Кроме того, романтики рассматривали мифотворчество как гро­мадный арсенал сюжетов, образов, мотивов, идеалов и импульсов художественного творчества. Художественный потенциал мифоло­гии еще далеко не исчерпан. Трепетное отношение романтиков к ми­фологии сочеталось с их верой в возможность ее воскрешения, но уже на новой исторической почве. Универсальную, целостную, все­объемлющую мифологию еще нужно создать! Эстетическим идеа­лом романтиков был лозунг: «Вперед к... мифологии!».

«Вперед к... мифологии»

Зачем нужно возрождать мифологию? По мысли романтиков, это необходимо для того, чтобы возродить умолкающую, утомлен­ную в постоянной борьбе с рассудком силу воображения. А сила

Ф.Д.Э. Шлейермахер орионировался на субъективистское (т.е. в ко­нечном счете пророческое) решение этой проблемы; Новалис — на корпоративистский путь, по его мнению, «религия должна быть со­здана и провозглашена союзом нескольких людей» {Карлейль Т. Но­валис // Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. Фрагменты. С. 229).

2 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 1. М., 1983. С. 49.

3 Шлегель А. Чтения о драматической литературе и искусстве // Лите­
ратурная теория немецкого романтизма. Л., 1934. С. 216.


ГЛАВА 8. МИРОВОЗЗРЕНИЕ РОМАНТИЗМА ШПШ

воображения необходима для того, чтобы поэзия обрела второе дыхание, твердую волшебно-фантастическую, мифологическую почву под ногами1. Возрождение мифологии — это «великая рево­люция... науки и искусства»2. Это — начало эпохи омоложения, когда достигается высший синтез прошлого и будущего, когда се­дая древность оживает в лучах идеальных образов будущего.

В своих «мифологических грезах» Ф. Шлегель призывал к гар­монизации личности — через синтез науки, искусства и религии — на почве мифологии. Ведь мифология как «смешение истории, уст­ных сказаний, символичности и произвольно прибавленного поэти­ческого вымысла»3 обладает уникальной особенностью — она спо­собна удерживать вечно ускользающую от разума целостность бытия. Такая способность порождена тем, что сама мифология — это сим­волическое отражение бытия, пронизанное не только знанием, но верой, любовью и фантазией. Поэтому мифология, и только она, спо­собна восстановить утраченное единство человека и природы, свя­зать конкретного индивида (единичное) с бесконечным (Богом).


Ключевую роль в этом играет обновление художественно-по­этического творчества. Поскольку современная поэзия — это «по­эзия томления», колеблющаяся «между воспоминанием и предчув­ствием»4, то вдохнуть в нее новую жизнь можно лишь используя духовный потенциал мифотворчества. Именно в мифе и производ­ных от него художественных формах сконцентрирован животво­рящий импульс развития художественного творчества. При этом главной такой художественной формой романтики считали сказку5.

Форма сказки позволяет поэту наполнить жизнь новым и нео­жиданным содержанием, подняться над повседневностью, напол­нить жизнь таинствами. В сказке, как ни в каком другом литера­турном жанре, есть простор для выражения поэтики настроения — неясные и невыразимые образы, оборванные сюжеты, неожидан­ные судьбы героев и т.п. Сказка позволяет максимально прибли­зиться к выражению и переживанию чудесного, божественно бес­конечного в человеческом конечном. Открыть дорогу сказке и мифу — к этому призвали романтики.

Шлегель А. Чтения о драматической литературе и искусстве // Лите­ратурная теория немецкого романтизма. С. 387.

2 Там же. С. 388.

3 Там же. С. 48.

4 Там же. С. 216.

5 Новалис. Фрагменты // Литературная теория немецкого романтиз­
ма. С. 134.


■Ц£В ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА







Date: 2015-11-13; view: 474; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию