Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Миф как памятник народного духа
Мифотворчество, его сущность, закономерности развития были излюбленными темами романтиков. Миф ощущался ими как великая тайна истории, к разрешению которой они стремились подойти и с позиций искусства, и с позиций науки. Первобытность романтики трактовали в духе концепции «золотого века». Первобытный человек еще не вполне отделился от природы, был еще связан с ней множеством связей, которые уже давно утеряны, чувствовал свое единство с ней, был заряжен ее могучей энергией. Он еще не умел противопоставлять абстракции и чувства, связывать восприятия в общие понятия. Любое чувство в нем господствовало над понятием и переполняло мироощущение. Грехопадение человека, когда он захотел сравниться с Богом, привело его к отрыву от мировой гармонии. Обратившись к разуму и абстракциям, человек омертвил и природу, и самого себя. Былое божественное великолепие рассыпалось, и теперь главная историческая задача человечества состоит в том, чтобы его восстановить. Но сделать это можно только на основе чувства божественной бесконечности, т.е. средствами религиозного сознания. Щ5ЕШ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА Какого религиозного сознания? Вовсе не обязательно христианства. Как многообразно бытие, так многообразны формы религиозного сознания. Каждый индивид может быть религиозным пророком и основателем новой религии. Вопрос заключается лишь в том, какая из возможных форм религии является лучшей для реализации этой величайшей миссии. Единого ответа на этот вопрос у романтиков не было1. Преобладала сформулированная Ф. Шле-гелем идея художественного обновления религии и мифологии. Так мифология оказалась в центре мировоззренческих исканий романтиков. Критический анализ концепций мифа приводит Ф. Шлегеля к выводу, что мифология — это присущая древним людям с их детской фантазией форма изначального открытия «существа бесконечного духа»2. Миф — памятник «народного духа», проявление мудрости народа, универсальная символика народного поэтического сознания. Если «религия есть основа человеческого бытия», то, считает А. Шлегель, «мифология должна быть объяснена... из истинной простой религии, которую мы с уверенностью можем допустить у.древнейших людей»3. Мифология — это первый, робкий и несовершенный шаг на пути познания бесконечного (Бога). Кроме того, романтики рассматривали мифотворчество как громадный арсенал сюжетов, образов, мотивов, идеалов и импульсов художественного творчества. Художественный потенциал мифологии еще далеко не исчерпан. Трепетное отношение романтиков к мифологии сочеталось с их верой в возможность ее воскрешения, но уже на новой исторической почве. Универсальную, целостную, всеобъемлющую мифологию еще нужно создать! Эстетическим идеалом романтиков был лозунг: «Вперед к... мифологии!». «Вперед к... мифологии» Зачем нужно возрождать мифологию? По мысли романтиков, это необходимо для того, чтобы возродить умолкающую, утомленную в постоянной борьбе с рассудком силу воображения. А сила Ф.Д.Э. Шлейермахер орионировался на субъективистское (т.е. в конечном счете пророческое) решение этой проблемы; Новалис — на корпоративистский путь, по его мнению, «религия должна быть создана и провозглашена союзом нескольких людей» {Карлейль Т. Новалис // Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. Фрагменты. С. 229). 2 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 1. М., 1983. С. 49. 3 Шлегель А. Чтения о драматической литературе и искусстве // Лите ГЛАВА 8. МИРОВОЗЗРЕНИЕ РОМАНТИЗМА ШПШ воображения необходима для того, чтобы поэзия обрела второе дыхание, твердую волшебно-фантастическую, мифологическую почву под ногами1. Возрождение мифологии — это «великая революция... науки и искусства»2. Это — начало эпохи омоложения, когда достигается высший синтез прошлого и будущего, когда седая древность оживает в лучах идеальных образов будущего. В своих «мифологических грезах» Ф. Шлегель призывал к гармонизации личности — через синтез науки, искусства и религии — на почве мифологии. Ведь мифология как «смешение истории, устных сказаний, символичности и произвольно прибавленного поэтического вымысла»3 обладает уникальной особенностью — она способна удерживать вечно ускользающую от разума целостность бытия. Такая способность порождена тем, что сама мифология — это символическое отражение бытия, пронизанное не только знанием, но верой, любовью и фантазией. Поэтому мифология, и только она, способна восстановить утраченное единство человека и природы, связать конкретного индивида (единичное) с бесконечным (Богом). Ключевую роль в этом играет обновление художественно-поэтического творчества. Поскольку современная поэзия — это «поэзия томления», колеблющаяся «между воспоминанием и предчувствием»4, то вдохнуть в нее новую жизнь можно лишь используя духовный потенциал мифотворчества. Именно в мифе и производных от него художественных формах сконцентрирован животворящий импульс развития художественного творчества. При этом главной такой художественной формой романтики считали сказку5. Форма сказки позволяет поэту наполнить жизнь новым и неожиданным содержанием, подняться над повседневностью, наполнить жизнь таинствами. В сказке, как ни в каком другом литературном жанре, есть простор для выражения поэтики настроения — неясные и невыразимые образы, оборванные сюжеты, неожиданные судьбы героев и т.п. Сказка позволяет максимально приблизиться к выражению и переживанию чудесного, божественно бесконечного в человеческом конечном. Открыть дорогу сказке и мифу — к этому призвали романтики. Шлегель А. Чтения о драматической литературе и искусстве // Литературная теория немецкого романтизма. С. 387. 2 Там же. С. 388. 3 Там же. С. 48. 4 Там же. С. 216. 5 Новалис. Фрагменты // Литературная теория немецкого романтиз ■Ц£В ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА Date: 2015-11-13; view: 474; Нарушение авторских прав |