Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Романтический мистицизм
Романтизм был пронизан мистицизмом. От фантастики, чувственно-образного воображения, поэтических грез — всего один шаг до мистицизма. Амбивалентная трактовка бытия, взаимопереходы прошлого, настоящего и будущего, конечного и бесконечного порождали культ необычного, странного и неизведанного, волшебного и мистического. Художественное изображение бытия у романтиков в значительной мере наполнено таинственностью и мистицизмом. Установки ренессансного пантеизма они трансформировали в «магический идеализм», согласно которому хаос природных форм (являющийся для людей повсеместным источни- ГЛАВА 8. МИРОВОЗЗРЕНИЕ РОМАНТИЗМА М№Ш ком трепета, ужаса и страха, ощущения бездны) может быть преодолен магической властной волей творческой личности. Естественным связям человека с миром они придавали мистериальный характер, наделяли прозаические вещи ореолом таинственности и святости. Поэтому чувственная неопределенность нередко соседствует у романтиков с мистериальной субъективной необузданностью, с переходами от реального к фантастическому и обратно. Фантастика продолжается в действительности, а действительность причудливо проявляется своими фантастически-волшебными чертами. Действительное и фантастическое постоянно перемешиваются, перетасовываются. Человек в таком двойственном мире стоит перед возможностью особого испытания. Результат испытания может быть самым неожиданным и часто трагическим — безумие или смерть. Самые ошеломляющие фантастические превращения осуществляются ночью. Ночь — это время сновидений, мечтаний. Мир снов принципиально отличен от мира света, дня. Ночной мир воображений и снов живет вне логики, за гранью законосообразности. Старая немецкая пословица гласит, что «сон в голове — что пена в вине». Традиционному для немецкой культуры интересу к «ночной стороне» бытия романтики придали философское звучание. Сон для многих из них — нечто большее, чем поверхностная «пена» земных впечатлений. В романтизме формируется метафизический вектор понимания сновидений: сон вырывает человека из пут земных привязанностей, освобождает от земных оков, сближая со сверхъестественными факторами бытия. По словам Э.Т.А. Гофмана, «сон одолевает внешнюю нашу жизнь, весело и вольно резвятся наши духи, и способен начать высокую, напряженную жизнь, в которой все мы не просто угадываем, но и по-настоящему узнаем явления чуждого нам мира духов, более того, в ней мы парим над пространством и временем»1. Именно немецкие романтики впервые серьезно задумались над тем, «как глубоко проникают сны в таинственные недра нашего внутреннего Я»2. Они определили пути будущих философских Гофман Э.Т.А. Магнетизер. Семейная повесть // Гофман Э.Т.А. Собр. соч. В 6 т. М., 1991. Т. 1.С. 155. 2 Гик Л. Жизнь льется через край // Избр. проза немецких романтиков. В 2 т. М, 1979. Т. 1. С. 90—91. ■НЭП ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА и психологических исследований бессознательного начиная с Ф. Ницше и 3. Фрейда вплоть до современных теорий бессознательного. Date: 2015-11-13; view: 450; Нарушение авторских прав |