Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление идеалов и ценностей романтизма





Вторая половина XVIII в. ознаменовалась накатом очередной волны ремифологизации духовной культуры. Никогда, впрочем, не отмиравшие традиции ренессансного эзотеризма в середине и второй половине XVIII в. обрели второе дыхание. На гребне этой исторической волны в конце XVIII — начале XIX в. сложился ро­мантизм, который был одновременно и особым мировоззрением, и литературно-художественным стилем, и идиллическим умонас­троением.

Во второй половине XVIII в. бурно развивалась выросшая из идеалистического пантеизма мистическая теософия (Э. Сведен-борг, Мартинес де Паскалли, Луи-Клод де Сен-Мартен и др.), на ее почве расширяло свое влияние масонство во всех его разновидно­стях — мартинизм, иллюминаты, розенкрейцеры и др. (Пордеч, А. И. Кирхвегер, К. фон Гаугвитц, Теодор Арни (барон де Тчуди). Приобрело общеевропейскую известность шарлатанство от мис­тики — Сен-Жермен, Ж. Бальзамо (граф Калиостро) и множество других фокусников и шарлатанов, имена которых до нас не дошли.

Мировоззренческие основания романтизма были сформули­рованы на рубеже XVIII—XIX вв., особенно в период с 1798 по 1802 г., в творчестве кружка «йенских романтиков» — братьев Фридриха и Августа Шлегелей, Фридриха фон Гарденберга (Но-


ГЛАВА 8. МИРОВОЗЗРЕНИЕ РОМАНТИЗМА Н£Я

валиса), Людвига Тика и др. С кружком тесно сотрудничали ф. Шеллинг и Ф.Д.Э. Шлейермахер. Литературно-художественная и философская программа романтизма определила духовные по­иски, стилистику литературного и художественного творчества не­скольких поколений философов, писателей, поэтов, художников первой половины XIX в. во всей Европе, от Шотландии до России.

В отличие от классицизма XVII—XVIII вв. романтизм ориен­тирован не на прошлое, а на современность. В противовес аб­страктно-рассудочным идеалам просветителей XVIII в. с их раци­онализмом, глубоким убеждением, что именно в разуме воплощен решающий фактор прогресса, романтики обратились к поискам такого рода факторов в чувственно-эмоциональной сфере челове­ческого духа. Романтизм культивирует примат субъективного над объективным, лиризм, эмоциональную сторону личности, экспрес­сивность, вчувствование, экзальтацию. Человек включен в мир прежде всего эмоционально-чувственно, а не рационально-рассу­дочно. Человек стремится не только и не столько к тому, чтобы познать, осознать, понимать, объяснять мир силой своего разума, сколько к тому, чтобы прочувствовать и пережить свое отноше­ние к миру.

Аффективно-чувственное отношение к бытию реализуется не наукой, а искусством, не логикой, а поэзией. Поэзия — универ­сальная, всеохватывающая форма духа. И поэтому вся среда оби­тания культуры, — в том числе история общества, ее смысловое поле и векторная направленность, — подчинена миру художественно-об­разных форм, миру искусства. Кто поклоняется рассудку и систе­ме, тот изгнал из своего сердца любовь к ближнему. Предрассудок лучше преклонения рассудку — не устают повторять идеологи ро­мантизма. «Поэт постигает природу лучше, нежели разум учено­го», — заявляет Новалис в литературной программе романтизма1. Ведь художник, поэт творит не сам по себе, он — орудие той выс­шей силы, которой является мир в целом.

Романтизм воскрешает многое из средневекового отношения к природе как к чуждой и враждебной человеку силе, несущей тленное, греховное начало, которому человек вынужден противо­стоять всей своей духовно-эмоциональной активностью. Романти­ки постоянно подчеркивали, что дух не зависит от хода вещей, не склоняется перед природой. Человек как боговдохновленный но-

Новалис. Фрагменты // Литературная теория немецкого романтиз­ма. Л., 1934. С. 121.


■ЕЯ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА

ситель духа абсолютно свободен от стихийного природного нача­ла. Сущность бытия скрыта не в хаосе природных форм, а в самом человеке. За каждой надгробной плитой лежит целая Вселенная, неисчерпаемый, безграничный и бесконечный Космос: «Мы гре­зим о странствиях по вселенной; разве же не в нас вселенная?»1

В мире все гармонично связано со всем, все его части — и ма­териальные и духовные — являются взаимосвязанными момента­ми целого. И потому активная творческая личность как часть мира способна своим сознанием, волей и чувствами влиять на мир в це­лом — ведь «мир есть... следствие взаимодействия между мною и божеством»2. Романтики верили в подлинный смысл художе­ственных метафор, непосредственно онтологизировали их. Они считали, что в любой метафоре художник соединяет то, что дей­ствительно связано между собой.


Горячая жажда вечности («тоска по Богу») — характерная чер­та романтизма. Романтики верили в господство возможности над действительностью, в духовный прорыв к возможному, минуя дей­ствительность («жизнь постоянно выходит из берегов»), постоян­но стремились к недостижимому. В бытии прошлое и будущее амальгамированы, растворены одно в другом. И потому история — это пророк, обращенный к прошлому. А для постижения будуще­го не нужны ни знания, ни личный опыт, ни рациональные опера­ции абстрактного мышления. Будущее постигается непосредствен­но чувствами. Потому-то чувство будущего присуще наивным и непосредственным существам, прежде всего детям.

«Дети стоят среди нас, как великие пророки», — писал Л. Тик. А взросление человека есть возрастание его личных возможностей осуществления детских пророчеств. Но для этого нужно стать худож­ником-творцом, ведь «истинный творец сказки есть провидец Гря­дущего»3. Полное слияние в духе прошлого и будущего — и есть об­ласть художественного творчества, и потому «нет ничего более поэтического, нежели воспоминание и предчувствие или представ­ление о Грядущем»4.

Романтизм пронизан духом обновления человека, ориентиро­ван на некую новую будущую эпоху — эпоху гармоничного, цело-

Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. Фрагменты. М., 1995. С. 146.

2 Там же. С. 160.

3 Там же. С. 148.

4 Там же.


ГЛАВА 8. МИРОВОЗЗРЕНИЕ РОМАНТИЗМА ЩЕОЛ

стного человека. «Век грядущего» — век расцвета индивидуально­сти. Новалис, которого называли «императором романтиков», на­пример, считал, что для достижения состояния бессмертия и слия­ния с бесконечностью не обязательно ждать конца жизни; состояние бессмертия, а вместе с ним и высшая ступень совершенства могут быть достигнуты еще в процессе жизни человека. К этому он и вел Гейнриха фон Офтердингена, главного героя своего одноименно­го (к сожалению, оказавшегося незаконченным) романа.

Высшей духовной формой является искусство. Оно устремле­но в бесконечность. В нем сливаются далекое прошлое, настоящее и необозримое будущее. Искусство — это не подражание приро­де, не игра, а жизнь и действие, способное преобразовать действи­тельность. Романтизм пытался поставить знак равенства между жизнью и искусством: жизнь должна быть превращена в искусст­во, а искусство призвано стать наиболее концентрированным вы­ражением сущности жизни. Искусство — единственный абсолют­ный посредник между человеком и вечностью Вселенной.







Date: 2015-11-13; view: 456; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию