Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На пути к научному познанию магии
XVIII век — время фронтального развития материалистической мысли. В радикальном крыле французского материализма, доходившего до открытого атеизма, сложилась влиятельная парадигма, в соответствии с которой основания религии и мифологии следует искать в природных и социальных процессах. Например, Н. Буланже усматривал основания религии в естественных катастрофах, переменах климата, астрономических явлениях, а мифологию выводил из первобытных обрядов. Изучению истории обрядов он придавал большое значение. Он считал, что каждый обряд имеет свой собственный миф, а типология мифов должна строиться в соответствии с типологией обрядов (меморативные, погребальные, таинственные, циклические и исторические)2. Так зарождалась традиция научного исследования ритуально-магической деятельности. С магии был сорван сверхъестественный флер, к ней начинают относиться как к естественному феномену, поддающему- Фонтенель Б. О происхождении мифов // Фонтенель Б. Рассуждения о религии, природе и разуме, М., 1979. С. 191. 2 Boulanger N.A. L'Antiquite devoilee. P., 1766. V. 1. P. 39—40. ■]£■ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. НАУКА О МИФЕ В ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ся рациональному познанию. В культе астрономических явлений искал первопричину всех мифов Ш.Ф. Дюпуи. Он считал, что поскольку в природе два основных начала — свет и тьма, постольку и все мифы так или иначе связаны с Солнцем, его восходом или заходом1. По его мнению, в мифах аллегорически описано движение небесных светил. К примеру, в образе Христа он видел аллегорию Солнца. В развитии представлений о происхождении религии важная роль принадлежит Д. Юму. Для него критика религии была важным звеном решения проблемы структуры сознания субъекта. Он подходил к ней с позиций сенсуалистического феноменализма. В структуре сознания Юм выделял атомарные «впечатления» (impressions), т.е. ощущения и восприятия, и производные от них психические образования. Среди последних он особую роль отводил «идеям» (ideas), имея в виду понятия, представления, образы памяти, продукты воображения, фантазии, иллюзии, которые «скопированы с впечатлений»2 и могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются из простых путем ассоциаций. В ассоциативных процессах Юм видел главную форму активности сознания-и смысл мыслительной (в том числе абстрактно-математической) деятельности. Ассоциативные процессы он понимал довольно широко, включая в них образование множественных связей между впечатлениями, впечатлениями и идеями, между идеями, их эмоциональное насыщение, а также возникновение установок (предрас-положенностей) к продолжению ранее сложившихся связей. Механизм ассоциации используется Юмом и для объяснения происхождения религии и мифологии. Д. Юм критически относился к основным известным в его время попыткам объяснить происхождение религии: из «врожденных» представлений о Боге, извечной «религиозной потребности»; как результат обмана невежественных людей; как порождение страха дикаря перед грозными явлениями природы, которые он не способен был объяснить. По мнению Юма, корни религии следует искать в повседневной жизни первобытных людей, сфере их потребностей, желаний, стремлений, эмоций. Человек всегда стремился к удовлетворению своих потребностей, надеялся на достижение счастья во всей его полноте. Но поскольку это ему никогда не удается, то он вынужден компенсировать такую неудовлетво- Dupuis Sh.-F. L'origine de tous les cultes. P. 1795. 2 Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1965. С. 271. ГЛАВА 7. ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ О СУЩНОСТИ МИФА »bf ренность продуктами своей фантазии, иллюзорно, прибегая при этом к обрядово-магическим практикам жертвоприношений, молений и др. Таким образом, Юм находит истоки мифотворчества в эмоциональной сфере сознания, в ее способности компенсировать (путем ассоциативного построения воображаемых, фантастических образов антропоморфного содержания) неудовлетворенные потребности иллюзией их удовлетворения. Идеи Д. Юма послужили отправной точкой для конкретно-научного изучения ранних форм религии, мифологии, магии. Под их влиянием весомый шаг в изучении первобытной обрядности сделал Шарль де Бросс, который открыл и объяснил явление фетишизма. Объясняя сущность фетишизма, де Бросс реалистично реконструировал явление обожествления мира воображением человека. Он показал, что субъект (движимый страхом перед неведомыми силами природы и побуждаемый этим страхом к фиксации внимания на отдельных предметах) осуществляет в сознании две противоположные и связанные друг с другом операции. Субъект и «присоединяет невидимую силу к видимому предмету и не отличает материальный предмет от той разумной силы, которую он в нем предположил»1. В результате возникает либо фетишизм, либо преклонение перед небесными явлениями: «Среди наиболее древних народов мира одни, совершенно дикие и грубые, погрязли во власти суеверной тупости и чтут эти странные земные божества (т.е. фетиши. — В.Н.), в то время как другие, менее безрассудные, почитают солнце и звезды. Эти два вида религий — богатые источники для восточной и греческой мифологии; они и более древние, чем собственно идолопоклонство»2. Ш. де Бросс видел и глубокую связь фетишизма и мифологии3. В его работах закладывались предпосылки ритуализма — направления в изучении мифотворчества, которое подчеркивало наличие тесной связи мифа и обрядово-ритуализированных сторон первобытной жизни. Date: 2015-11-13; view: 372; Нарушение авторских прав |