Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И. Кант и наука о мифе
В проблематике мифотворчества немецкая просветительская традиции XVIII в. основное внимание уделяла религиозному аспекту мифа. Поэтому и Кант оценивал мифологию не с эстетической Бросс де Ш. О фетишизме. М, 1973. С. 97. 2 Там же. С. 16. 3 Там же. ■ПЕЦ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. НАУКА О МИФЕ В ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ или познавательной, а с религиозной точки зрения. Для него мифология — этап в развитии религиозного сознания, средство морального воспитания человечества. Будучи по своим природным основаниям эгоистичным и злым, человек тем не менее не лишен и определенных задатков добра. Необходимость развития добрых задатков, преодоления в человеке злого начала, заложена в человеческом общежитии. Однако такая необходимость не может осуществляться «исключительно посредством стремления отдельного человека к его собственному моральному совершенству, а требует объединения людей в одно целое ради той же цели, т.е. системы благомыслящих людей, в которой и благодаря единству которой это благо только и может осуществиться»1. Эту функцию выполняют религиозные общины, являясь по сути этическими общностями. Каждая историческая эпоха рождала свою форму таких общин. Кант вполне в духе Просвещения XVIII в. считал, что языческие, мифологические формы религии порождены страхом человека. При этом страх он понимал как чувство вины, как переживание невыполненного долга. Страх и есть движущая сила истории морали; не было бы страха — не было бы в мире добра. Страх в союзе с воображением порождают образы богов и иллюзии божественных запретов, ограничений, табу. Постоянное чувство вины перед богами за нарушение таких ограничений приводит к идее искупительной жертвы, жертвоприношения. Подобная первобытная «эмпирическая» вера имеет частный характер и должна быть соединена с моральной верой; такое соединение необходимо для утверждения Добра. Его осуществляет церковь. Революция в религии происходит тогда, когда идея жертвенности поднимается до уровня идеи самопожертвования (Христос, «сын божий», богочеловек). С возникновением христианства моральная вера начинает преобладать над народной религиозной верой, приходит осознание уого, что только моральная вера может спасти человечество. Такая, в общем, довольно бедная характеристика первобытной мифологии2 в творчестве Канта тем не менее не означает, что Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 166. 2 Это частично может быть объяснено и тем, что в XVIII в. представления об историческом процессе и его хронологических рамках были крайне поверхностными. Начало человеческой истории Кант выводит из Ветхого Завета (См.: Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории //Кант И. Трактаты и письма.). В XVIII в. высказывались Date: 2015-11-13; view: 409; Нарушение авторских прав |