Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. Кант и наука о мифе





В проблематике мифотворчества немецкая просветительская традиции XVIII в. основное внимание уделяла религиозному аспек­ту мифа. Поэтому и Кант оценивал мифологию не с эстетической

Бросс де Ш. О фетишизме. М, 1973. С. 97.

2 Там же. С. 16.

3 Там же.


■ПЕЦ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. НАУКА О МИФЕ В ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

или познавательной, а с религиозной точки зрения. Для него ми­фология — этап в развитии религиозного сознания, средство мо­рального воспитания человечества.

Будучи по своим природным основаниям эгоистичным и злым, человек тем не менее не лишен и определенных задатков добра. Необходимость развития добрых задатков, преодоления в челове­ке злого начала, заложена в человеческом общежитии. Однако та­кая необходимость не может осуществляться «исключительно по­средством стремления отдельного человека к его собственному моральному совершенству, а требует объединения людей в одно целое ради той же цели, т.е. системы благомыслящих людей, в ко­торой и благодаря единству которой это благо только и может осу­ществиться»1. Эту функцию выполняют религиозные общины, яв­ляясь по сути этическими общностями. Каждая историческая эпоха рождала свою форму таких общин.

Кант вполне в духе Просвещения XVIII в. считал, что язычес­кие, мифологические формы религии порождены страхом чело­века. При этом страх он понимал как чувство вины, как пережива­ние невыполненного долга. Страх и есть движущая сила истории морали; не было бы страха — не было бы в мире добра. Страх в сою­зе с воображением порождают образы богов и иллюзии божествен­ных запретов, ограничений, табу. Постоянное чувство вины перед богами за нарушение таких ограничений приводит к идее искупи­тельной жертвы, жертвоприношения. Подобная первобытная «эм­пирическая» вера имеет частный характер и должна быть соеди­нена с моральной верой; такое соединение необходимо для утверждения Добра. Его осуществляет церковь. Революция в ре­лигии происходит тогда, когда идея жертвенности поднимается до уровня идеи самопожертвования (Христос, «сын божий», богоче­ловек). С возникновением христианства моральная вера начинает преобладать над народной религиозной верой, приходит осозна­ние уого, что только моральная вера может спасти человечество.

Такая, в общем, довольно бедная характеристика первобыт­ной мифологии2 в творчестве Канта тем не менее не означает, что

Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 166. 2 Это частично может быть объяснено и тем, что в XVIII в. представле­ния об историческом процессе и его хронологических рамках были крайне поверхностными. Начало человеческой истории Кант выводит из Ветхого Завета (См.: Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории //Кант И. Трактаты и письма.). В XVIII в. высказывались








Date: 2015-11-13; view: 409; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию