Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы новоевропейской традиции научного изучения мифа
Вико — мыслитель, тонко чувствовавший исторические тенденции развития духовной культуры. Ему удалось проницательно подметить ряд важнейших черт мифологического сознания. Так, он указывал, что миф следует рассматривать как форму художественно-образного обобщения3. Справедливы его соображения и о том, что фантазия, воображение всегда предшествуют рассудку и тем более предшествовали ему в прошлом. Антропоморфный характер древнейших мифов тоже закономерно вытекает из чувственно-образного характера первобытного сознания: «Человек вследствие бесконечной природы человеческого ума делает самого себя правилом Вселенной там, где ум теряется от незнания»4. То, о чем человек не может составить себе определенного представления, естественных причин чего он не знает, он моделирует по аналогии с тем, что ему известно и имеется налицо — его собственная природа. И поскольку «воображение тем сильнее, чем слабее рассудок»5, постольку мифологические образы носят яркий и запоминающийся, но и антропоморфный характер. Миф прежде всего художественно-поэтическое произведение; это невозможное, принимаемое на веру и поддерживаемое страхом, причем не столько страхом перед природой и одних людей перед другими, сколько страхом «перед самим собой»6. Миф — это зеркало, в котором отражается культурная история человечества. Именно в таком своем качестве он должен исследоваться наукой. Каждый новый цикл истории, считал Вико, сопровождается возвратом к мифотворчеству, обогащению его свежими образами и идеями. Что касается Гомера, то Вико считал, что это — собирательное имя для многих поэтов разных поколений. 2 Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. С. 57. 3 Там же. С. 87. 4 Там же. С. 73. 5 Там же. С. 84. 6 Там же. С. 136. ИИИ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. НАУКА О МИФЕ В ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ Революционной для науки о мифе явилась идея Дж. Вико о «мифологической логике». Первобытная мифология, как и любая метафизика (т.е. обобщенная конструкция сознания), предполагает некоторую структурную организацию, определенную логику. Вико имеет в виду ряд строгих структурообразующих закономерностей, лежащих в основе мифологического творчества. Таких закономерностей он выделяет несколько. Во-первых, с развитием рационального мышления, способности к мыслительному абстрагированию первобытные фантастические образы все менее насыщаются воображением и эмоциями и постепенно редуцируются до уровня «маленьких знаков». Во-вторых, мифы с необходимостью превращаются в аллегории, которые содержат в себе два главных признака мифа — одушевление вещей и обобщение вещей и их отношений. В-третьих, мифотворчество теснейшим образом связано с поэтической метафорой, «каждая метафора оказывается маленьким мифом»1. Такими же маленькими мифами являются метонимии и синекдохи. Все поэтические превращения мифа суть следствия неумения «абстрагировать форму и свойства от субъекта»2. В-четвертых, мифологическое сознание было направлено исключительно на частности и не умело схватывать мыслью целое. Поэтому миф как поэтическая Фантастическая Универсалия исторически предшествует рациональной Философской Универсалии, которая возникает уже на основе прозаической речи и обладает способностью постигать целое. По сути, в трудах Дж. Вико были заложены основные принципы новоевропейской традиции изучения мифотворчества. Они во многом определили развитие мифологии как науки в XIX в. и даже в XX в. Эти принципы могут быть сформулированы следующим образом: ♦ принцип исторического подхода к мифологии, включая 9 ческого сознания ходом истории; ♦ принцип реализма, предполагающий выведение сущности мифа из общественно-исторических условий первобытности; ♦ принцип доминирования в мифе художественно-образного, воображаемого, фантастического и бессознательного над рационально-логическим и сознательным. ВикоДж. Основания новой науки об общей природе наций. С. 146. 2 Там же. С. 149. Date: 2015-11-13; view: 312; Нарушение авторских прав |