Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы новоевропейской традиции научного изучения мифа





Вико — мыслитель, тонко чувствовавший исторические тен­денции развития духовной культуры. Ему удалось проницательно подметить ряд важнейших черт мифологического сознания.

Так, он указывал, что миф следует рассматривать как форму художественно-образного обобщения3. Справедливы его сообра­жения и о том, что фантазия, воображение всегда предшествуют рассудку и тем более предшествовали ему в прошлом. Антропо­морфный характер древнейших мифов тоже закономерно выте­кает из чувственно-образного характера первобытного сознания: «Человек вследствие бесконечной природы человеческого ума де­лает самого себя правилом Вселенной там, где ум теряется от не­знания»4. То, о чем человек не может составить себе определенно­го представления, естественных причин чего он не знает, он моделирует по аналогии с тем, что ему известно и имеется налицо — его собственная природа. И поскольку «воображение тем сильнее, чем слабее рассудок»5, постольку мифологические образы носят яркий и запоминающийся, но и антропоморфный характер.

Миф прежде всего художественно-поэтическое произведение; это невозможное, принимаемое на веру и поддерживаемое страхом, причем не столько страхом перед природой и одних людей перед другими, сколько страхом «перед самим собой»6. Миф — это зерка­ло, в котором отражается культурная история человечества. Имен­но в таком своем качестве он должен исследоваться наукой. Каж­дый новый цикл истории, считал Вико, сопровождается возвратом к мифотворчеству, обогащению его свежими образами и идеями.

Что касается Гомера, то Вико считал, что это — собирательное имя для многих поэтов разных поколений.

2 Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. С. 57.

3 Там же. С. 87.

4 Там же. С. 73.

5 Там же. С. 84.

6 Там же. С. 136.


ИИИ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. НАУКА О МИФЕ В ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Революционной для науки о мифе явилась идея Дж. Вико о «мифологической логике». Первобытная мифология, как и лю­бая метафизика (т.е. обобщенная конструкция сознания), предпо­лагает некоторую структурную организацию, определенную ло­гику. Вико имеет в виду ряд строгих структурообразующих закономерностей, лежащих в основе мифологического творчества. Таких закономерностей он выделяет несколько.

Во-первых, с развитием рационального мышления, способно­сти к мыслительному абстрагированию первобытные фантастиче­ские образы все менее насыщаются воображением и эмоциями и постепенно редуцируются до уровня «маленьких знаков».

Во-вторых, мифы с необходимостью превращаются в аллего­рии, которые содержат в себе два главных признака мифа — оду­шевление вещей и обобщение вещей и их отношений.

В-третьих, мифотворчество теснейшим образом связано с по­этической метафорой, «каждая метафора оказывается маленьким мифом»1. Такими же маленькими мифами являются метонимии и синекдохи. Все поэтические превращения мифа суть следствия неумения «абстрагировать форму и свойства от субъекта»2.

В-четвертых, мифологическое сознание было направлено ис­ключительно на частности и не умело схватывать мыслью целое. Поэтому миф как поэтическая Фантастическая Универсалия ис­торически предшествует рациональной Философской Универса­лии, которая возникает уже на основе прозаической речи и обла­дает способностью постигать целое.

По сути, в трудах Дж. Вико были заложены основные принципы новоевропейской традиции изучения мифотворчества. Они во мно­гом определили развитие мифологии как науки в XIX в. и даже в XX в. Эти принципы могут быть сформулированы следующим образом:

принцип исторического подхода к мифологии, включая
представление о периодическом возрождении мифологи-

9 ческого сознания ходом истории;

принцип реализма, предполагающий выведение сущности мифа из общественно-исторических условий первобытно­сти;

принцип доминирования в мифе художественно-образно­го, воображаемого, фантастического и бессознательного над рационально-логическим и сознательным.

ВикоДж. Основания новой науки об общей природе наций. С. 146. 2 Там же. С. 149.








Date: 2015-11-13; view: 312; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию