Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Миф сквозь призму идеалов просветительского рационализма
Миф как орудие власти: Б. Фонтенель Музыку делает тон. Тон в европейской культуре XVIII в. задавала Франция. Французское Просвещение, опиравшееся на заветы картезианства, пристально анализировало заблуждения человеческого сознания. Все, что не может получить свое обоснование через абсолютно ясные, самоочевидные принципы, должно быть поставлено под сомнение. Заблуждение само по себе не может быть формой знания; его функция — не познавательная, а социо-нормативная, властно-регулирующая. Просветительский рационализм XVIII в. был крайне прямолинейным: никакого рационального зерна в заблуждениях искать не имеет смысла; заблуждения, предрассудки — это высказывания отдельных лиц, которые (в силу тех или иных жизненных обстоятельств, главные из которых связаны с необходимостью удержания власти) затем повторяются множеством легковерных людей. Такой подход вел к толкованию древних мифологий, в том числе и библейской, как субъективных, лишенных глубинного исторического смысла продуктов человеческой фантазии. В античной мифологии усматривали бесцельно выдуманные побасенки, продукты невежества или обмана наивных, необразованных, малосведущих людей со стороны укрепляющих свой авторитет жрецов или вождей (легенда о «трех великих обманщиках — Будде, Иисусе и Магомете»), примитивного суеверия, страха и трепета человека перед необычностью некоторых природных явлений. На основе такой мировоззренческой позиции Б. Фонте- Мишле Ж. О системе и жизни Вико. Историко-биографический этюд. Харьков, 1896. ■|£Щ| ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. НАУКА О МИФЕ В ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ нелем была построена просветительская концепция мифотворчества. Его книга «О происхождении мифов» вышла одновременно с книгой Дж. Вико в 1724 г. Обе книги посвящены одному и тому же — мифотворчеству. Но как по-разному авторы его понимают! Фонтенель не склонен идеализировать прошлое человечества, не верит в «добродетельного дикаря» и считает, что в первобытности люди жили в обстановке грубости, невежества, несправедливости, зла и насилия. Воображение первобытного человека действовало вразрез с той действительностью, в которую он был погружен. И потому в мифах человек гипертрофированно воображал себе то, чего ему не хватало в повседневной жизни, к чему он стремился в своих фантазиях, желая оторваться от убогого, нерадостного бытия. Мифы, предания, легенды порождены способностью сознания создавать не только истинные, но и ложные конструкции, которые, будучи приложимы к истине, делают ее более привлекательной. Ведь часто важна не истина, считает Фонтенель, не соответствие наших знаний и действительности, а то, насколько продукты сознания (образы, мысли, понятия, теории и др.) нравятся и полезны нам. С этой точки зрения, не так уж и важно, есть ли в тех или иных продуктах сознания крупица истины или нет. К тому же в обманчивом обличий правда иногда легче доходит до человека, до его сознания, ума. Поэтому вся история культуры пронизана не только истинами, но и мифами, легендами, вымыслами, заблуждениями. Более того, именно мифы, легенды, предания обычно берут верх над истиной, разумом, наукой. Воображение человека и его разум обычно не совпадают друг с другом и действуют наперекор друг другу. Чувства человека и его разум заложены в человеческой природе как начала, исходно противоречащие друг другу. Воображение человека на каждом шагу постоянно изменяет подлинную картину мира, действительные отношения вещей в зависимости от интересов и потребностей человека. В XVIII в. получает широкое распространение пришедший на смену пламенному гуманизму ренессансной эпохи умеренный, взвешенный гуманизм Паскаля и Монтеня, гуманизм без иллюзий, без драматизма, иногда даже с иронией и ухмылкой. Гуманизм есть философское и идеологическое отстаивание идеи самодостаточности человека. Миф — продукт суеверия, а суеверие — это «тиран природных способностей человека». В мифе изначально заложено и проявляется нечто антигуманное, поскольку он выступает ГЛАВА 7. ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ О СУЩНОСТИ МИФА ШИШ средством подавления человеческой самодостаточности. Главная функция мифа — подавление личности властно-волевыми отношениями (в системах светской, государственной или духовной, церковной власти). Фонтенель, усматривавший в античных мифах всего лишь груду химер, нелепостей и фантазии, подчеркивал, что идея силы и власти — это первая и основная идея, которую был в состоянии усвоить первобытный человек, придавленный осознанием своего бессилия перед многими явлениями природы. «В образах всех богов, изобретенных воображением язычников, — отмечает Фонтенель, — преобладает идея силы и власти, и в них почти совершенно нет места ни мудрости, ни справедливости, ни всем прочим неотъемлемым атрибутам божественной природы»1. Просветители XVIII в. постоянно подчеркивали, что мифы — это в первую очередь орудие произвола власти. Их собственное содержание — чепуха, которая не стоит углубленного анализа. Таким образом, просветительский рационализм XVIII в. усматривал основания мифотворчества в способности человеческого сознания к воображению, продуцированию иллюзорных форм сознания, которые необходимы для реализации властно-волевых, идеологических функций в обществе. Date: 2015-11-13; view: 468; Нарушение авторских прав |