Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идея развития — ключевая установка науки о мифе
XVIII век — век идеи развития. Идея развития — это представление о том, что мир (природа, общество) в ходе непрерывного движения и изменения своих форм с течением времени образует (либо сам, либо с помощью надприродных, сверхъестественных Цит. по: Томсен В. История языковедения до конца XIX века. М., 1938. С. 58. ■££■ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. НАУКА О МИФЕ В ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ сил, Бога например) из простейших, низших, малоорганизованных форм качественно новые, высшие, более сложные, более организованные формы (уровни, системы). Такая направленность развития от низшего к высшему называется прогрессом. Эта идея складывалась в истории культуры долго и сложно. Так, в античной культуре еще не было понятий о развитии и прогрессе. Движение природы и общества во времени трактовалось античными мыслителями как круговорот, циклическое возвращение к старому (например, учение Гераклита о периодическом мировом пожаре). В эпоху средневековья складывались лишь отдельные предпосылки возникновения идеи развития (идея качественной противоположности материального и духовного миров), но сама идея развития здесь не сложилась. Ведь для феодализма, как и для всех обществ с простым воспроизводством, свойственны апология старины, установка на незыблемость традиций, неколебимость сложившихся общественных и природных форм, недоверие ко всему новому, боязнь исторической перспективы. Только в условиях становления капиталистических отношений, с утверждением духа исторического оптимизма родилась идея развития, прогресса природы и общества. В XVII в. идея прогресса возникает как механистически трактуемая идея эволюции природы (в трудах Р. Декарта по космогонии). Под влиянием результатов Нидерландской (XVI в.) и Английской (XVII в.) буржуазных революций идея прогресса природы постепенно перерастает в идею социального прогресса, прогресса общества, науки и культуры. Их объединение завершилось в середине XVIII в. С этого времени прогресс природы, общества и культуры (науки) рассматривался в тесном единстве и трактовался как неограниченный. В свете идеи развития совершенно по-новому выглядели социально-философские схемы всемирно-исторического развития, роль и место первобытных народов и их культур во всемирно-историческом процессе, качественные различия первобытности и современности. Важным шагом в понимании первобытной истории было построение таких общих схем и теорий всемирно-исторического процесса, в которых народы заморских стран выступали как представители ранней ступени человеческой истории. Значительную роль в разработке таких теорий сыграли Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.А. Кондорсе, Дж. Вико и др. Одни из них (Руссо, Дидро и др.) идеализировали первобытность, рисовали ее как «золотой век» человечества, все основные позитивные стороны которого утеряны последующими поколениями в эпоху цивилизации. ГЛАВА 6. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ■££■ другие разрабатывали циклические концепции исторического процесса. Особую роль здесь сыграло творчество Дж. Вико. Но ведущей тенденцией стала схема неограниченного исторического прогресса, совершенствования общества под воздействием человеческого разума. Так, например, ярко выразивший эту концепцию Кондорсе без малейших сомнений заявлял, что главный двигатель прогресса человечества — разум, просвещение. Благодаря развитию разума человек проходит ступени общественной организации — от охоты и рыболовства (эпоха дикости) к одомашниванию животных (эпоха рабства), а от нее — к земледелию (эпоха феодализма)1. В XVIII в. в социально-гуманитарном познании складывается представление, что общественный строй и культура первобытных народов Азии, Америки, Африки, Океании похожи на общественное устройство и культуру древних европейских народов и могут служить материалом для изучения как европейской, так и всеобщей истории, в том числе истории первобытного общества. Вызревает мысль о том, что первобытного человека надо связывать не с Адамом, искать не в библейском мифе, а в тропических джунглях Америки, Азии, Африки. Именно там живут первобытные люди — подлинные дети природы, предшественники европейской цивилизации. Подобные идеи были высказаны французским исследователем-миссионером Ж.-Ф. Лафито (1670—1740) в его книге «Обычаи американских дикарей в сравнении с обычаями первобытных племен» (1724). Аналогичные идеи высказывали и другие просветители XVIII в., например немецкий просветитель-демократ Г Форстер, проживший короткую, но полную приключений жизнь; участник кругосветного плавания капитана Кука в 1772—1775 гг., активный деятель Великой французской революции. Таким образом, в эпохи Нового времени и Просвещения проблематика науки о мифе связывается с философско-теоретически-ми реконструкциями исторического процесса. Крепнет убеждение, что мифология может быть понята только в связи с особенностями первобытной истории и культуры. Идея развития постепенно проникала в науку о природе мифотворчества. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. ■ЩЛ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. НАУКА О МИФЕ В ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. На какой социально-исторической основе формировались идеалы и ценности новоевропейской культуры? 2. Какое влияние оказали Великие географические открытия на развитие учений о природе мифотворчества? 3. В чем содержание и смысл концепций «естественной религии»? 4. Каково содержание понятия «естественное состояние» и как оно связано с понятиями «естественная религия» и «общественный договор»? 5. Как определял причины мифотворчества Т. Гоббс? 6. Кем было осознано различие в понимании мифологии как мировоззрения и как религии? 7. Кто впервые показал, что нет качественного различия между библейской мифологией и языческими мифологиями? 8. Что такое руссоизм? 9. Что послужило причиной возникновения в Европе XVIII в. интереса к мифологиям Востока? 10. Как формировалась идея развития природы и общества в европейской культуре XVIII в. и какова ее роль в учениях о сущности мифа? ГЛАВА 7 ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ О СУЩНОСТИ МИФА Date: 2015-11-13; view: 434; Нарушение авторских прав |