Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-исторические предпосылки культуры Ренессанса





Утерянная Средневековьем культурно-историческая связь с античной мифологией была восстановлена в эпоху Возрождения (XIV в. — начало XVII в.), ставшую величайшим переворотом в си­стеме духовной культуры. Эпоха Возрождения — это эпоха ста­новления капиталистических отношений, первоначального накоп­ления капитала, усиления социально-политической роли города, буржуазных классов, складывания абсолютистских монархий и на­циональных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения античной культуры, эпоха титанов мысли и духа.

Социально-исторической предпосылкой культуры Возрожде­ния явилось становление буржуазного индивидуализма. В эту эпо­ху «с полной силой заявляет о себе субъективное начало, человек становится духовным индивидом и познает себя таковым»1. Ренес­санс приносит с собой новый тип личности. Это уверенный в се­бе, предприимчивый, энергичный, полный планов и надежд, не ли­шенный эгоизма и даже подчас хищничества, самостоятельно

1 Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М.,1996. С. 88.


■Ш ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

и критически мыслящий, властный, твердо стоящий на ногах, во­левой человек, не терпящий никаких преград и умеющий любую из них преодолевать. Его занимают исключительно земные про­блемы, на проблемы «потусторонние» у него не остается ни вре­мени, ни сил.

Люди эпохи Возрождения легки на подъем, инициативны, го­товы в любую минуту рисковать ради дела, это — кипучие натуры, которые и вокруг себя создают поле высокой духовной и деловой напряженности, постоянно учащают пульс жизни. Такая личность требует для себя права свободно мыслить и устраивать жизнь со­образно своим потребностям. У нее появились досуг, создаваемый обеспеченностью, свобода, а вместе с ними вкус к комфорту, зем^ ным благам. Ренессансный человек красив сам и любит окружать себя красивыми вещами. Планка эстетических ценностей резко поднялась верх.

И в то же время это личность весьма противоречивая: она ок­ружена массой врагов, завистников, конкурентов, она постоянно интригует, лавирует, хитрит, она вся в напряженной борьбе — про­тив конкурентов, политических партий и др. В этой борьбе чело­век предельно целеустремлен и далеко не безгрешен. Для дости­жения своих целей он не гнушается никакими средствами — в ход идут подкуп, коварство, вероломство, яд и нож. Утонченный и веж­ливый в узком кругу высокообразованных друзей-гуманистов, он беспощаден к своим врагам и побежденного не жалеет. Решающие критерии его поступков не моральные, а беспринципно прагмати­ческие — личный успех, выживание и самоутверждение. Универ­сальным правилом жизни становится абсолютный, голый эгоизм. В «посюстороннем» мире ренессансный индивид никого и ничего не боится. Не боится даже Бога, хотя он и не атеист. Он просто живет «на свой страх и риск». Для него нет моральных авторите­тов. Таким образом, ренессансный индивидуализм требовал не только замены старых моральных норм новыми, но и минимиза­ции роли моральной регуляции в социальном общении.

Индивидуализация личности есть вместе с тем и атомизация общества. «Социальное пространство» становится однородным и анизотропным полем индивидуальных воль, ареной их взаимо­действия и общения. Самоидентификация личности в таком «со­циальном пространстве» может быть осуществлена только по от­ношению к другим конкретным индивидам, в связях с ними. Бытие индивида все более осознается как совокупность множества от­ношений с другими индивидами. На мировоззренческом уровне


ГЛАВА 5. МИФ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ШШШ

формируется убеждение, что не свойства и субстрат вещи, а от­ношения вещей составляют их сущность. Мир — это прежде всего отношения вещей.







Date: 2015-11-13; view: 437; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию