Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Христианско-языческое двоеверие
Отношение к мифотворчеству в средневековье было противоречивым, исторически переменчивым, определялось многими обстоятельствами. Мифология — пьедестал и исток религии. В мифологии еще отсутствует божественная самость, но уже так или иначе присутствует идея сверхъестественной активности, которая является отчужденным выражением человеческой самодеятельности. В религии мифологическое сознание в определенной (и существенной) мере рационализируется. Монотеизм по сравнению с первобытной мифологией более абстрактен и более рационализирован. Он выступает как рационализированное учение о Боге, как некая доктрина трансцендентного абсолюта, как (в той или иной мере) абстрактная теология. Религиозное мировоззрение как носитель потусторонней «истины» сознательно противопоставляет себя непосредственной чувственной достоверности. В монотеизме рационализируются как содержательные, так и структурные компоненты сознания (преодолевается неразличение материального и идеального, объективного и субъективного, когнитивного и ценностного, вещи и ее образа в сознании субъекта и т.п.). Это приводит к тому, что в религии сверхъестественное трансцендируется. Трансцендентный абсолют (Бог) принципиально недоступен непосредственному чувственному восприятию, но Доступен особому ощущению, которое не поддается полному выражению в рациональных формах. Поэтому любая монотеистическая религия подчеркивает свое качественное отличие от мифологии, от «бесовщины языческих богов» и всеми силами старается Дистанцироваться от них. ■ШЯ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ Доминирующее отношение раннего христианства к мифологии формировалось в общем контексте неприятия христианством античных политеистических религий. Мифология трактовалась в первую очередь как политеизм и идолопоклонство. Мифы рассматривались как языческие искажения библейского учения. Официальная средневековая культура пронизана недоверием ко всему языческому, «бесовскому», призывами вести с языческими мифами беспощадную борьбу. Бесчисленные осуждения мифологии строились прежде всего на критике ее безнравственности. Главный болезненный нерв во взаимодействии христианства и мифологии — вопросы морали, оценки нравственных критериев поведения личности. Античные мифы использовались христианскими авторами в качестве примеров несовместимости высокой христианской добродетели с языческой порочностью человека. Апелляции к аморализму античной мифологии часто становились и средством осуждения античного рационализма. Но рационализированность монотеизма всегда ограниченна. Ее достаточно для того, чтобы преодолеть мифологическое отождествление субъекта и объекта, предмета и его образа в сознании человека, политеизма и прочего, но еще недостаточно для того, чтобы стать в последовательное критическое отношение к мифологии. Поэтому любой монотеизм всегда несет на себе значительные элементы мифологического мировосприятия, «родимые пятна» мифологического сознания. Сами основания христианской ортодоксии, канонические и апокрифические тексты были насыщены богатой исходной мифологической политеистической образностью1. Явные следы политеизма прежде всего содержатся в догме о трех ипостасях бога: Бог Сын, Бог Отец, Бог Дух Святой. Ощущение качественной инородности этого догмата духу христианства в средневековье ясно осознавалось и порождало множество острых дискуссий. В результате отношение христианства как дезэтнизированной монотеистической мировой религии к этномифологиям и фольклору народов, принявших христианство, в действительности представляло собой взаимовлияние, результатом которого оказалось христианско-языческое двоеверие. В условиях феодального средневековья сказочный, мифологический колорит все еще во многом был свойствен повседневной жизни, богатой противоречиями и эмоциональными контрастами. Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989. ГЛАВА 4. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К^Я Пленительность, дерзновенность и образность мифологии повышали ее сопротивляемость активной ассимиляторской деятельности церкви, ее стремлению выкорчевать языческие, мифологические, магические элементы в массовом сознании. Процесс христианизации протекал вовсе не так гладко, как об этом впоследствии писали многие историки церкви. Он встречал значительное сопротивление со стороны населения, особенно крестьянства. В массовом сознании мифологические образы и магическая обрядность так и не были преодолены в полной мере. Причем магические обряды (способствовавшие воссозданию мифологических представлений) удерживались в структурах повседневности даже более цепко, чем мифологические образы. Так, по словам лионского епископа IX в. Агобарда, обратившего внимание на массовый характер увлечения магическими обрядами, «христиане верят нелепейшим вещам, в какие раньше ни за что бы не поверили язычники, не ведавшие Творца». Религиозная (и вообще никакая) идеология не может целиком и полностью подчинить себе массовое сознание. Под покровом монотеизма в средневековом массовом сознании всегда скрывались мощные пласты мифологического мироощущения. Эти пласты подпитывали собой христианизированные сферы средневековой духовной культуры, взаимодействовали с ними, преобразовывали их, в их недрах творился религиозно-мифологический синтез. Например, там, где выкорчевать язычество напрямую не удавалось, применялись более тонкие способы — переосмысление и приспособление к монотеизму образов мифологического сознания. Основные черты этого процесса: забвение многих высших языческих богов, придание нового смысла языческим богам «второго и третьего эшелона», сближение мира ангельского с миром языческих богов, формирование новых представлений об отношениях сакрального и профанного. Через переосмысление пантеона мифологических богов был сформирован христианизированный комплекс «низшей демонологии». Результатом религиозно-мифологического синтеза явилась и «новая христианская мифология», христианские мифы и легенды. В литературе проанализированы различные способы образования «христианской мифологии». Один из них — от фольклорной сказки, через обобщение ее христианскими образами вплоть до полной замены языческих божеств христианскими. НЩ| ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ Второй путь состоит в непосредственном перетолковании христианской легенды фольклорным сознанием. Третий путь — внешнее индуцирование (элементами христианской обрядности, евангельского рассказа, церковного быта и др.) в массовом сознании творческого синтеза христианских и языческих образов и мифов. Возможны и другие пути такого синтеза. Так, мифологический субстрат содержится и в большинстве художественно-литературных произведений средневековья: в поэзии вагантов, миннезингеров, Данте, в формах карнавальной жизни средневековья и др.1 Известны и примеры средневековых мифопоэтических произведений, которые были в большей степени языческими, чем христианскими. К ним может быть отнесена теокосмогоническая мифология Бер-нара Сильвестра (середина XII в. «De mundi uriiversitate»), в которой рассказывалось о том, как природа возникает из хаотической материи, упорядоченной «Нусом», и даже не упоминались «шесть дней Творения»2. На Севере и Северо-Западе Европы живы были еще скандинавские мифы, сохранившиеся в «Эдде»: «Мир героической поэзии (в ее архаических пластах) — это не психологизированный мир свободного волеизъявления или самоутверждения героя; это мир мифа, магии и ритуала. Ранние героические песни «Эдды» восходят к столь же далекой и архаической стадии, как и песни о богах»3. Таким образом, в средневековой культуре существовал мощный пласт мифологического сознания, грандиозный мифологический континуум. Он включал в себя образы и сюжеты иудаистской мифологии, античной, эллинистически-римской мифологии, мифологические традиции народов Востока, мифологические образы культуры новоокрещенных народов Европы (кельтские, романские, германские, славянские и др.), а после Реконкисты и Крестовых походов (общения с исламским миром, византийско-православным культурным ареалом) — мифологические образы византийской, арабской, персидской и других культур. Этот мощный континуум Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1988. 2 Stock В. Myth and the Science in the Twelfth Century. Princeton, 1972. 3 Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М., 1979. С. 55. Также см.: ХойслерА. Гер ГЛАВА 4. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К<Ш1 мифологических структур частично был «перекодирован» в символы монотеистической религиозности, породив различные формы «вторичной мифологизации», частично остался инородным элементом по отношению к христианству. Date: 2015-11-13; view: 507; Нарушение авторских прав |