Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перестройка системы ценностей





Ренессансная мировоззренческая революция состояла и в кар­динальной перестройке ценностей и мотивов, непосредственно оп­ределявших стиль жизни, способы общения, структуру повседнев­ности, миропереживание людей, психологическую атмосферу, в которой они жили и творили.

В буржуазной городской среде свободных и независимых ре­месленников, торговцев, мастеров, интеллигенции формируется принципиально иная система культурных ценностей, порожден­ная все более активно-деятельным, преобразующим отношением к миру. Ценятся высокая работоспособность, инициативность, стремление все уметь, все знать, все мочь, побольше успеть, свер­шить, личная ответственность за результаты своей деятельности. Средневековое презрение к земному бытию сменяется стремле­нием к полноте наслаждения земной, чувственной жизнью. Здесь же и такие ценности, как слава, личная доблесть, знание.

1 Мастера искусства об искусстве. В 4 т. М.; Л., 1939. Т. 2. С. 104.


ШХЛМ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Психологический климат ренессансной эпохи был противоре­чивым и драматичным. Художественно-эстетическими выражени­ями индивидуализма всегда были интимно-личностный психоло­гизм, мучительный самоанализ, чувственное переживание глубин собственного сознания. Подобные мотивы с самого начала были присущи и культуре Возрождения. Высший идеал такого психоло­гизма — человек должен построить свою жизнь так, чтобы над ним довлела лишь одна всепоглощающая жизненная страсть.

На каждом шагу уживались злодейство и гениальность, пороч­ность и благочестие. Нередко гуманистическое свободомыслие утверждалось (особенно на родине гуманизма, в Италии) благодаря установлению диктатуры тиранов, вышедших, как правило, из не­образованных социальных низов. Путь к тирании прокладывали не образование и воспитание, а копье кондотьера и волны народного недовольства. Многие итальянские престолы были захвачены воле­выми честолюбивыми авантюристами, для которых следование гу­манистической моде было лишь одним из средств утверждения соб­ственной власти.

Рост индивидуализма, разрывание пут, связывающих Личность с коллективом определенного рода, освобождение аффективно-эмо­циональной сферы сознания из-под власти соционормативных регу­ляторов, пролиферация и диверсификация форм деятельности спо­собствовали складыванию особой социально-психологической атмосферы, которую А.Ф. Лосев называет «субъективистически-ин­дивидуалистической жаждой жизненных ощущений независимо от их религиозных или моральных ценностей»1. Одной из ярких форм проявления такой «жажды ощущений» стал дух ничем не ограничен­ного авантюризма, сыгравший в становлении раннего капитализма немалую роль._

Ренессансный индивидуализм влечет за собой гносеологиче­ский плюрализм: каждая личность имеет право на свою точку зре­ния, все точки зрения о предмете имеют право на существование, каждалличность имеет право на свое мировоззрение. Культурный плюрализм порождал мировоззренческий релятивизм, который был необходимой фазой творческого прорыва к будущим целост­ным формам культурно-теоретического синтеза. Право на суще­ствование имеют все точки зрения, а значит, и те из них, которые содержат новации. Более того, предпочтительна именно содержа­щая новизну позиция. С этого начинается формирование истори-

1 Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 57.


ГЛАВА 5. МИФ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЩЦЩ

ческого мышления, духа новаторства, свойственного культуре мо­дерна.

Человек Ренессанса начинает осознавать Время как самоцен­ность, как меру труда, источник материальных благ, как простран­ство развития способностей личности. Приходит осознание того, что время — это собственность не Бога, а самого человека.

Формируются представления — об истории как процессе от­крытом в будущее и богатом новыми возможностями для чело­века; о культурных дистанциях между разными историческими эпохами; появляется стремление ввести современность с ее спе­цифическими чертами в русло всемирно-исторического движения, увидеть себя глазами других эпох, а может быть, и глазами Вечно­сти. Противоречивость культуры Возрождения в этом отношении состояла в том, что ренессансное сознание искало новое... в ан­тичном прошлом.

Тот масштаб социального действия, который исторически сло­жился к эпохе Возрождения, позволил преодолевать старые, от­жившие свой век формы культуры только путем обращения к еще более древним культурным формам. Античная культура станови­лась духовным резервуаром образов, идеалов, ценностей, стандар­тов и критериев эстетически-художественного и научного твор­чества. Именно в ней увидели гуманисты кладезь мудрости, грандиозный массив знаний, форм искусства, морали, с которы­ми они связывали надежды на выход из тупиков средневековья.


Интерес к античности породил страсть к коллекционированию ее творений — древних рукописей, произведений искусства, ремес­ла. (Легендами овеяны коллекции древностей, собранные Медичи во Флоренции, папские собрания в Риме, Франческо Гонзага в Мантуе и др.). На них строятся и новые идеалы познания, и новые художе­ственно-эстетические критерии, нормы изображения и художествен­ного обобщения.

В античной культуре начинают находить все больше полезных христианству истин и нравственных норм. При обстоятельном зна­комстве с античностью оказалось, что античные поэты, мыслите­ли, обличавшие человеческие пороки и прославлявшие доброде­тели, мало в чем расходятся с этикой христианства. И потому в борьбе с церковным традиционализмом гуманисты все чаще обо­сновывают необходимость включения античного наследия в хрис­тианскую культуру. Так, Эразм Роттердамский следующим обра­зом оценивал значение античной традиции для христианской


ЩЕШ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

морали: «Если ты из языческих книг возьмешь самое лучшее и, как пчела, облетая все сады древних, минуешь ядовитый сок, а высо­сешь только спасительный и благородный, то возвратишь свою душу жизни всеобщей, которую и называют этической, намного более вооруженной»1. В русле идеи духовного единства христиан­ства и античной культуры происходила и переоценка значимости древнего мифотворчества.

«Парение» мифологии над действительностью

В эпоху Возрождения мифология становится всеобщим симво­лом античности. Античная мифология широко входит в искусство, культуру; древнегреческие и древнеримские мифы становятся ак­сессуаром ренессансного образа жизни; мифическая образность рассматривается как необходимый элемент новой поэзии, живопи­си, пластики и т.д. Мощный поток художественных образов, сюже­тов, средств выражения поэтического и мистического воображе­ния, различных оттенков чувств, эмоций, страстей — все это античная мифология преподнесла в виде бескорыстного дара Ре­нессансу, существенно обогатив его мировидение, оживив плас­ты его художественной образности.

Возрождение закладывает традицию обязательного знакомства образованного человека с мифологией, искусством, литературой, обычаями античности. Уже со школьной скамьи каждый учащийся должен был хорошо знать греческих богов, героев, исторических деятелей древности. Именно в эпоху Возрождения античная мифо­логия стала (и вплоть до наших дней остается) составной частью ду­ховного мира европейски образованной личности.

Вечная поэзия мифа способна придавать искусству нетлен­ность и бессмертие, обогащать его живописно-пластическую и об­разную ткань. Это отчетливо осознали поэты, художники, ученые Возрождения. Мифологическая образность становится внутренним конструктивным стержнем гуманистического творчества, способ­ствует «парению» художественного произведения над повседнев­ностью бытия, над будничностью жизненно-бытийных обстоя­тельств и поступков.

Вместе с тем ренессансное прочтение античной мифологии далеко от собственно античного оригинала. Античная мифология,

Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987. С. 105.








Date: 2015-11-13; view: 410; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию