Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перестройка системы ценностей
Ренессансная мировоззренческая революция состояла и в кардинальной перестройке ценностей и мотивов, непосредственно определявших стиль жизни, способы общения, структуру повседневности, миропереживание людей, психологическую атмосферу, в которой они жили и творили. В буржуазной городской среде свободных и независимых ремесленников, торговцев, мастеров, интеллигенции формируется принципиально иная система культурных ценностей, порожденная все более активно-деятельным, преобразующим отношением к миру. Ценятся высокая работоспособность, инициативность, стремление все уметь, все знать, все мочь, побольше успеть, свершить, личная ответственность за результаты своей деятельности. Средневековое презрение к земному бытию сменяется стремлением к полноте наслаждения земной, чувственной жизнью. Здесь же и такие ценности, как слава, личная доблесть, знание. 1 Мастера искусства об искусстве. В 4 т. М.; Л., 1939. Т. 2. С. 104. ШХЛМ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ Психологический климат ренессансной эпохи был противоречивым и драматичным. Художественно-эстетическими выражениями индивидуализма всегда были интимно-личностный психологизм, мучительный самоанализ, чувственное переживание глубин собственного сознания. Подобные мотивы с самого начала были присущи и культуре Возрождения. Высший идеал такого психологизма — человек должен построить свою жизнь так, чтобы над ним довлела лишь одна всепоглощающая жизненная страсть. На каждом шагу уживались злодейство и гениальность, порочность и благочестие. Нередко гуманистическое свободомыслие утверждалось (особенно на родине гуманизма, в Италии) благодаря установлению диктатуры тиранов, вышедших, как правило, из необразованных социальных низов. Путь к тирании прокладывали не образование и воспитание, а копье кондотьера и волны народного недовольства. Многие итальянские престолы были захвачены волевыми честолюбивыми авантюристами, для которых следование гуманистической моде было лишь одним из средств утверждения собственной власти. Рост индивидуализма, разрывание пут, связывающих Личность с коллективом определенного рода, освобождение аффективно-эмоциональной сферы сознания из-под власти соционормативных регуляторов, пролиферация и диверсификация форм деятельности способствовали складыванию особой социально-психологической атмосферы, которую А.Ф. Лосев называет «субъективистически-индивидуалистической жаждой жизненных ощущений независимо от их религиозных или моральных ценностей»1. Одной из ярких форм проявления такой «жажды ощущений» стал дух ничем не ограниченного авантюризма, сыгравший в становлении раннего капитализма немалую роль._ Ренессансный индивидуализм влечет за собой гносеологический плюрализм: каждая личность имеет право на свою точку зрения, все точки зрения о предмете имеют право на существование, каждалличность имеет право на свое мировоззрение. Культурный плюрализм порождал мировоззренческий релятивизм, который был необходимой фазой творческого прорыва к будущим целостным формам культурно-теоретического синтеза. Право на существование имеют все точки зрения, а значит, и те из них, которые содержат новации. Более того, предпочтительна именно содержащая новизну позиция. С этого начинается формирование истори- 1 Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 57. ГЛАВА 5. МИФ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЩЦЩ ческого мышления, духа новаторства, свойственного культуре модерна. Человек Ренессанса начинает осознавать Время как самоценность, как меру труда, источник материальных благ, как пространство развития способностей личности. Приходит осознание того, что время — это собственность не Бога, а самого человека. Формируются представления — об истории как процессе открытом в будущее и богатом новыми возможностями для человека; о культурных дистанциях между разными историческими эпохами; появляется стремление ввести современность с ее специфическими чертами в русло всемирно-исторического движения, увидеть себя глазами других эпох, а может быть, и глазами Вечности. Противоречивость культуры Возрождения в этом отношении состояла в том, что ренессансное сознание искало новое... в античном прошлом. Тот масштаб социального действия, который исторически сложился к эпохе Возрождения, позволил преодолевать старые, отжившие свой век формы культуры только путем обращения к еще более древним культурным формам. Античная культура становилась духовным резервуаром образов, идеалов, ценностей, стандартов и критериев эстетически-художественного и научного творчества. Именно в ней увидели гуманисты кладезь мудрости, грандиозный массив знаний, форм искусства, морали, с которыми они связывали надежды на выход из тупиков средневековья. Интерес к античности породил страсть к коллекционированию ее творений — древних рукописей, произведений искусства, ремесла. (Легендами овеяны коллекции древностей, собранные Медичи во Флоренции, папские собрания в Риме, Франческо Гонзага в Мантуе и др.). На них строятся и новые идеалы познания, и новые художественно-эстетические критерии, нормы изображения и художественного обобщения. В античной культуре начинают находить все больше полезных христианству истин и нравственных норм. При обстоятельном знакомстве с античностью оказалось, что античные поэты, мыслители, обличавшие человеческие пороки и прославлявшие добродетели, мало в чем расходятся с этикой христианства. И потому в борьбе с церковным традиционализмом гуманисты все чаще обосновывают необходимость включения античного наследия в христианскую культуру. Так, Эразм Роттердамский следующим образом оценивал значение античной традиции для христианской ЩЕШ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ морали: «Если ты из языческих книг возьмешь самое лучшее и, как пчела, облетая все сады древних, минуешь ядовитый сок, а высосешь только спасительный и благородный, то возвратишь свою душу жизни всеобщей, которую и называют этической, намного более вооруженной»1. В русле идеи духовного единства христианства и античной культуры происходила и переоценка значимости древнего мифотворчества. «Парение» мифологии над действительностью В эпоху Возрождения мифология становится всеобщим символом античности. Античная мифология широко входит в искусство, культуру; древнегреческие и древнеримские мифы становятся аксессуаром ренессансного образа жизни; мифическая образность рассматривается как необходимый элемент новой поэзии, живописи, пластики и т.д. Мощный поток художественных образов, сюжетов, средств выражения поэтического и мистического воображения, различных оттенков чувств, эмоций, страстей — все это античная мифология преподнесла в виде бескорыстного дара Ренессансу, существенно обогатив его мировидение, оживив пласты его художественной образности. Возрождение закладывает традицию обязательного знакомства образованного человека с мифологией, искусством, литературой, обычаями античности. Уже со школьной скамьи каждый учащийся должен был хорошо знать греческих богов, героев, исторических деятелей древности. Именно в эпоху Возрождения античная мифология стала (и вплоть до наших дней остается) составной частью духовного мира европейски образованной личности. Вечная поэзия мифа способна придавать искусству нетленность и бессмертие, обогащать его живописно-пластическую и образную ткань. Это отчетливо осознали поэты, художники, ученые Возрождения. Мифологическая образность становится внутренним конструктивным стержнем гуманистического творчества, способствует «парению» художественного произведения над повседневностью бытия, над будничностью жизненно-бытийных обстоятельств и поступков. Вместе с тем ренессансное прочтение античной мифологии далеко от собственно античного оригинала. Античная мифология, Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987. С. 105. Date: 2015-11-13; view: 410; Нарушение авторских прав |