Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление нового типа сознания
Если сущность вещи кроется в ее отношениях, то в познании мира важно не только зафиксировать свойства вещей, но и определить те отношения, которыми они связаны и между собой и с субъектом. Как можно зафиксировать в сознании объективные отношения вещей? Вещи отражаются в нашем сознании в виде наглядно-чувственных образов. Отношения вещей содержатся в этих образах, вплавлены в них. Нужно только уметь их оттуда выделить. Каким образом? Через оперирование образами, их модификации, выявление связей между образами. Такие операции с образами, к счастью, позволяет нам осуществлять наше воображение. Оно обладает, по сути, безграничными конструктивно-идеализирующими возможностями. Образ может быть подвергнут самым различным изменениям. В образ можно добавлять свойства из другого образа; можно отнимать отдельные свойства и переносить в другой образ; образ можно деформировать, причем этой деформации нет предела, ведь конечное всего можно представить и бесконечным; и т.д. и т.п. Отсюда — и повышенный интерес Ренессанса к условным, субъективно конструирующимся, в том числе и к деформированным, искаженным образам. Живопись становится невозможной без законов проекции, перспективы, иллюзии. Новый импульс получает математика — десубстанциализируются геометрические образы, формируются представления об актуальной и потенциальной бесконечности, зарождаются предпосылки аналитической геометрии, теории пределов, понятий дифференцирования и интегрирования и т.д. Накопление опыта изменений, деформаций чувственных образов (в том числе самых фантастических, искусственных, ирреальных, как у С. Босха, А. Дюрера и др.), установления их связей (абстракций) привело к качественной трансформации структуры сознания. В системе сознания формируется структурный уровень, позволяющий выделять из множества отношений образов такие отношения, которые имеют устойчивый, воспроизводящийся, закономерный, существенный характер. Структурная часть (т.е. логические формы, категориальные структуры, операциональный состав мышления, символические элементы, математические формализ- ■QiS ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ мы и т.д.) постепенно приобретала самостоятельность по отношению к субстратной части когнитивных систем (т.е. чувственным, сенсорно-перцептивным образам, операндам мышления, абстракциям и т.д.). Таким образом, в эпоху Ренессанса была проведена основная мыслительная работа, подготовившая возникновение когнитивно-доминирующего типа сознания (культура модерна), в котором продуцирование знания превалирует над функцией накопления и умножения ценностей. Творчески-новаторское отношение к миру выдвигает на первый план познавательную, логико-рациональную активность сознания, разум выходит «из изгнания», куда он был заточен средневековой установкой на первенство веры (над разумом). Преодолевается свойственная Средневековью амбивалентность сознания, нерасчлененность реального и воображаемого миров, отождествление вещи и ее образа, восприятие их как взаимозаменяемых сущностей, переплетение земного и потустороннего. «Царство грез» и иллюзий постепенно сменяется реалистическим видением мира. Более того, новый тип сознания дает возможность устойчивого познания не только внешней стороны мира, сферы явления, но и внутренней, сущностной сферы — видеть мир в его структурообразующих отношениях, как бы «с изнанки». Новый тип сознания принес с собой новое понимание характера связей между Человеком, Природой и Богом. В эпоху Средневековья определяющей была связь Человека с Богом как высшей ценностью. Связь Человека с Природой, которая рассматривалась как символ Бога, оценивалась как производная. В эпоху Ренессанса мировоззрение переориентируется. На первый план выдвигаются связи человека с Природой, а его связи с Богом трактуются как производные. Главными ценностями становятся Природа и сам Человек. Человек есть прежде всего не божественное, а природное существо, он — «дитя природы», а природа — «колыбель человека». Природа становится главным объектом художественно-эстетического и познавательного интереса. Кроме того, серьезно трансформируются представления об отношениях «Человек — Бог», «Природа — Бог». В мире все связано со всем, все способно превращаться во все. Все есть Единство в многообразии; оно — богоприрода, или природобог. Философско-рационалистическое преодоление теизма с необходимостью проходит через стадию пантеизма. Date: 2015-11-13; view: 497; Нарушение авторских прав |