Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление нового типа сознания





Если сущность вещи кроется в ее отношениях, то в познании мира важно не только зафиксировать свойства вещей, но и опреде­лить те отношения, которыми они связаны и между собой и с субъек­том. Как можно зафиксировать в сознании объективные отношения вещей?

Вещи отражаются в нашем сознании в виде наглядно-чувствен­ных образов. Отношения вещей содержатся в этих образах, вплав­лены в них. Нужно только уметь их оттуда выделить. Каким обра­зом? Через оперирование образами, их модификации, выявление связей между образами. Такие операции с образами, к счастью, позволяет нам осуществлять наше воображение. Оно обладает, по сути, безграничными конструктивно-идеализирующими возмож­ностями. Образ может быть подвергнут самым различным изме­нениям. В образ можно добавлять свойства из другого образа; мож­но отнимать отдельные свойства и переносить в другой образ; образ можно деформировать, причем этой деформации нет предела, ведь конечное всего можно представить и бесконечным; и т.д. и т.п.

Отсюда — и повышенный интерес Ренессанса к условным, субъективно конструирующимся, в том числе и к деформированным, искаженным образам. Живопись становится невозможной без зако­нов проекции, перспективы, иллюзии. Новый импульс получает мате­матика — десубстанциализируются геометрические образы, форми­руются представления об актуальной и потенциальной бесконечности, зарождаются предпосылки аналитической геометрии, теории преде­лов, понятий дифференцирования и интегрирования и т.д.

Накопление опыта изменений, деформаций чувственных об­разов (в том числе самых фантастических, искусственных, ирре­альных, как у С. Босха, А. Дюрера и др.), установления их связей (абстракций) привело к качественной трансформации структуры сознания. В системе сознания формируется структурный уровень, позволяющий выделять из множества отношений образов такие от­ношения, которые имеют устойчивый, воспроизводящийся, зако­номерный, существенный характер. Структурная часть (т.е. логиче­ские формы, категориальные структуры, операциональный состав мышления, символические элементы, математические формализ-


■QiS ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

мы и т.д.) постепенно приобретала самостоятельность по отноше­нию к субстратной части когнитивных систем (т.е. чувственным, сенсорно-перцептивным образам, операндам мышления, абстрак­циям и т.д.).

Таким образом, в эпоху Ренессанса была проведена основная мыслительная работа, подготовившая возникновение когнитивно-доминирующего типа сознания (культура модерна), в котором про­дуцирование знания превалирует над функцией накопления и ум­ножения ценностей. Творчески-новаторское отношение к миру выдвигает на первый план познавательную, логико-рациональную активность сознания, разум выходит «из изгнания», куда он был заточен средневековой установкой на первенство веры (над разу­мом). Преодолевается свойственная Средневековью амбивалент­ность сознания, нерасчлененность реального и воображаемого миров, отождествление вещи и ее образа, восприятие их как взаи­мозаменяемых сущностей, переплетение земного и потусторон­него. «Царство грез» и иллюзий постепенно сменяется реалисти­ческим видением мира. Более того, новый тип сознания дает возможность устойчивого познания не только внешней стороны мира, сферы явления, но и внутренней, сущностной сферы — ви­деть мир в его структурообразующих отношениях, как бы «с из­нанки».

Новый тип сознания принес с собой новое понимание харак­тера связей между Человеком, Природой и Богом. В эпоху Средневе­ковья определяющей была связь Человека с Богом как высшей ценностью. Связь Человека с Природой, которая рассматривалась как символ Бога, оценивалась как производная. В эпоху Ренессан­са мировоззрение переориентируется. На первый план выдвига­ются связи человека с Природой, а его связи с Богом трактуются как производные. Главными ценностями становятся Природа и сам Человек. Человек есть прежде всего не божественное, а природ­ное существо, он — «дитя природы», а природа — «колыбель чело­века». Природа становится главным объектом художественно-эс­тетического и познавательного интереса.

Кроме того, серьезно трансформируются представления об отношениях «Человек — Бог», «Природа — Бог». В мире все свя­зано со всем, все способно превращаться во все. Все есть Един­ство в многообразии; оно — богоприрода, или природобог. Философско-рационалистическое преодоление теизма с необхо­димостью проходит через стадию пантеизма.








Date: 2015-11-13; view: 497; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию