Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пути развития концепций мифа
Средневековые взгляды на сущность мифа в основном не выходили за пределы того, что было достигнуто в античности. Средневековые авторы (апологеты, отцы церкви, пропагандисты христианства и др.) нередко обращались к ветхозаветной книге Премудрости (XIV, 19—20), где происхождение язычества и идолопоклонства трактуется в духе, близком к эвгемеризму. Некоторые из них пытались уточнить исторические этапы идолопоклонства. Так, непримиримый критик греческой мифологии Афанасий Александрийский вычленил в истории язычества (мифологии) ряд этапов: культ животных, культ умерших, а также этап почитания обожествлявшихся царей (эвгемеризм). Воинственно настроенный против язычества Августин собирает все известные ему трактовки мифологии и использует их как аргументы в своей непримиримой борьбе. Он выдвигает следующие аргументы. Во-первых, язычество — это порождение людей2. Во-вторых, оно есть превратное отражение людьми природы3. Первый Ватиканский мифограф. СПб. 2000. С. 29. 2 Августин. О граде божьем. VI, 4. 3 Там же. VI, 8. Ю| ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ В-третьих, в мифах о богах были заинтересованы политики и правители, чтобы держать людей в повиновении1. В-четвертых, чаще всего Августин апеллирует к эвгемеризму, ссылаясь при этом на разные источники2. И наконец, в-пятых, Августин видит в языческих богах еще и проявление сверхъестественных демонических сил3. В Третьем Ватиканском мифографе (его автор, по-видимому, каноник лондонского собора Св. Павла Альберик, XII в.) упоминается еще один вариант концепций мифа. Согласно этой концепции, мифы, образы богов, вера в богов произошли из почитания изображений умерших. Тем не менее в средневековых толкованиях сущности мифотворчества ведущим оставался аллегорический подход. Связующим звеном между античной и средневековой традициями аллегорического толкования мифа было творчество латинского грамматика Фабия Планциада Фульгенция (ок. 467—532), который рассматривал любой миф как басню, которая несет в себе аллегорический смысл. Задачу философа он видел в том, чтобы с позиций присущего римлянам «здравого прагматизма» и библейской мудрости из внешней словесно-образной мифологически-басенной «шелухи» извлечь буквальный (от жизни, от природы) и моральный смыслы, «найти для всех этих вещей точное воплощение, чтоб, похоронив баснословие лживой Греции, уразуметь, в чем же их мистическое содержание»4. Творчество Фульгенция (наряду с произведениями других античных мифографов — Гигина, Лактанция, Аполлодора и др.) оказало большое влияние на средневековую мифографию. На него опирались Исидор Севильский (560—636) в своих «Генеалогиях»; представитель Каролингского возрождения Реми из Озерра (ок. 842—908); составители Ватиканских мифографов и др. Вместе с тем в средневековье аллегорическая трактовка мифа претерпевает некоторые изменения. Во-первых, аллегорическая трактовка переносилась на тексты Священного Писания. Собственно говоря, эта традиция была зало- Августин. О граде божьем. IV, 32. 2 Там же. VIII, 23—26 и др. 3 Там же. IV, 32; VII, 18 и др. 4 Фульгенций Ф.П. Три книги мифологий // Античность как тип куль ГЛАВА 4. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ■!!■ жена «отцом христианства» Филоном Александрийским, который еще в I в. до н.э. дал образцы аллегорического прочтения Ветхого Завета1 Идея Филона получила свое развитие в трудах апологетов христианства, его «отцов». Так, Юстин, для которого, по удачному высказыванию Г.Г.. Майорова, античная культура еще «была если не сестрой, то, во всяком случае, ближайшей родственницей христианства»2, считал, что все Писание нужно рассматривать как совокупность аллегорических и символических образов, сознательно созданных древними. А скрыть в аллегориях и символах божественную истину нужно для того, чтобы постичь ее было нелегко, и ищущие немало потрудились для этого. Весь текст Ветхого Завета он рассматривал как символическое предвосхищение евангельских событий Нового Завета. Наиболее последовательное свое развитие традиции аллегорического толкования мифологии и текстов Писания находят в гностицизме. Бог трансцендентален и не выразим никакими логическими понятиями. «Зерна божественной истины» даны нам только в аллегорическо-символической форме. Начала вещей скрыты от человека, поэтому истина может быть передана ему только в форме загадок, аллегорий, метафор и других подобных образов3. Это делает божественную истину величественной, она внушает к себе больше благоговения4. Климент считал, что непосвященные, неподготовленные и инакомыслящие не должны проникать в истины Священного Писания. Но мудрец потому и мудрец, что знает язык аллегорий и символов и способен с его помощью «постигать тайну»5. Аллегорический метод здесь трактовался как особый и исключительный способ раскрытия сокровенной связи между земным и божественным. В гностицизме аллегориями пронизано все мировосприятие. Любое явление природы и истории толкуется как аллегория (символ, знамение, предзнаменование и т.д.) некоторого другого (либо уже свершившегося, либо предстоящего) природного или исторического события. Подобным символизмом пронизана вся средневековая культура. Тексты Кумрана. Вып.1. М, 1971. С. 378, 383 (перевод М.М. Елизаровой). 2 Майоров Г.Г Формирование средневековой философии. М., 1979. 3 Климент Александрийский. Строматы. V, 21, 4. 4 Там же. V, 56, 4—5. 5 Там же. V, 46, 1—2. ШиШ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ Во-вторых, аллегорическая трактовка мифа развивалась в направлении утверждения идеи многоуровневости аллегорических смыслов, в том числе смыслов библейских текстов. Отцы церкви говорили о необходимости видеть в библейских текстах несколько смысловых уровней. Так, Ориген говорил о трех уровнях смыслов — буквальном, доступном восприятию души и доступном божественному духу, Августин — о четырех. Впоследствии о четырех уровнях смыслов писал и Фома Аквинский. Воззрения Фомы Ак-винского о четырехуровневой смысловой основе мифотворчества, в полной мере разделял и Данте. «Писания могут быть поняты и должны с величайшим напряжением толковаться в четырех смыслах. Первый называется буквальным... Второй называется аллегорическим; он... является истиной, скрытой под прекрасной ложью... Третий смысл называется моральным, и это тот смысл, который читатели должны внимательно отыскивать в писаниях на пользу себе и своим ученикам... Четвертый смысл называется анагогическим, т.е. сверхсмыслом или духовным объяснением писания; он остается истинным также и в буквальном смысле и через вещи означенные выражает вещи наивысшие, причастные вечной славе...»1. «Божественная комедия» насквозь аллегорична. В структуре поэмы закодирована пифагорейская мистика чисел (3 и 10). В сюжете и образах заключен многослойный символизм и аллегоризм: звери — страсти, лев — властолюбие, волк — жадность, Вергилий — разум, Беатриче — божественность и т.д. Причем христианские образы теснейшим образом переплетаются с образами античной мифологии (наряду с христианскими бесами разных рангов — античные кентавры, гиганты, Цербер и др.). С помощью аллегории Данте придает религиозным смыслам осязательную пластичность, выразительность, наглядность, зрительность. В средневековье схоластическая мысль наращивала количество уровней смыслов. К концу средневековья возникали аллегорические трактовки библейских текстов, содержавшие до 16 уровней смысла. И Святое Писание, и любой мифологический текст Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968. С. 135—136. В эпоху Ренессанса были известны стихи: Буквальный смысл учит о происшедшем. О том, во что ты веруешь, учит аллегория. Мораль наставляет, как поступать, А твои стремления открывает анагогия. ГЛАВА 4. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НЩ| превращались в сложнейшую криптограмму. Расшифровка аллегорий превратилась в пустую игру, забаву, мишуру, которая не помогает понять текст, а, наоборот, сознательно его затуманивает. Такое перерождение аллегоризма потребовало от средневековых теологов создания популярных энциклопедий и сборников, в которых бы находили объяснение ключевые культурные аллегории и символы. В-третьих, развитие аллегорической трактовки мифа шло в направлении ее универсализации, распространения аллегорического отношения к любым текстам. Не только мифологический или библейский, но и вообще любой текст (философский, теологический, литературный) стремились толковать аллегорически. Да и сама Природа рассматривалась как система символов Бога, как некий текст, подлежащий символическому (аллегорическому) толкованию. Вместе с тем в течение всего средневековья существовала и противоположная тенденция — осторожного отношения к аллегорической трактовке Писания. Такая осторожность объяснялась двумя моментами. С одной стороны, сплошная аллегоризация Писания могла нести в себе момент абсолютного разрыва человека с Богом. Уже Тертуллиан считал, что «священнейшая форма пророческого высказывания часто бывает аллегорической и образной, но не всегда»1. С другой стороны, универсальная аллегоризация по сути приравнивала античную мифологию к Священному Писанию. Аллегоризм античной мифологии во многом оправдывает ее в глазах христианина. Но в то же время есть опасность, что снисходительное отношение к античной мифологии может быть перенесено и на Священное Писание. Поэтому предстояло развести аллегоризацию античной мифологии и аллегоризацию Писания: отказать первой в ее претензиях и одновременно укрепить позиции второй. Это была весьма тонкая и щекотливая задача для апологетов и отцов церкви! В ходе ее решения удалось раскрыть ограниченности и слабости метода аллегоризации. Особую роль здесь сыграло творчество Арнобия. Он заявил, что любые аллегорические трактовки античной мифологии — это пустая софистика, не имеющая под собой никакой истинной почвы2. Аллегорической трактовкой античной Tertullianus Q.S.F. De came Christi. 19. 2 Arnobius. Adversus gentes. V, 33. ■ПЦ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ мифологии, говорит Арнобий, язычники пытались скрыть безнравственное поведение своих богов. Спрашивал ли кто-нибудь у творцов мифов, как они записывали их — буквально или аллегорически? Кто может уверенно сказать о том, что наше толкование аллегорий верно? На чем вообще может быть построена такая уверенность? Тем более что вокруг одного мифа можно построить множество интерпретаций. Здесь Арнобий отмечает: «Аллегория... не имеет определенных границ, в которых смысл того, о чем говорится, оставался бы твердым и неизменным»1. И, кроме того, какие части текста трактовать как аллегории, а какие — буквально? Где критерии разграничения? Этими и другими вопросами вскрывалась недостаточность самого метода аллегоризации, его условный, относительный характер. Но эта критика не получила достойной оценки, и средневековье осталось верным аллегорической концепции мифа. Кроме аллегории, средневековье не знало иного средства выражения связи всеобщей абстракции с неповторимым чувственным образом. Для преодоления аллегорической трактовки мифа нужна была новая культурно-историческая эпоха, новый тип сознания. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Каковы главные особенности средневековой духовной культуры? 2. Как складывались отношения христианства с язычеством в эпоху Средневековья? 3. Что такое христианско-языческое двоеверие? 4. Как формировалась «христианская мифология»? 5. Как относилось официальное христианство к античной мифологии? 6. Как трактовалась сущность мифологии в Ватиканских ми- 7. Каковы пути развития концепций мифотворчества в Сред 1 Arnobius. Ibid. V, 34. ГЛАВА 5 МИФ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ Date: 2015-11-13; view: 518; Нарушение авторских прав |