Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вя часть вторая. Миф в культурах Средневековья и Возрождения





имствованные средневековьем из античности. В монастырских школах под руководством ученых грамматиков изучение латыни осуществлялось в том числе и по дошедшим памятникам римской литературы; особенно популярным был Вергилий. В правовой сфе­ре продолжают использоваться традиции римского права. Даже архитектурные формы итальянского средневековья выдают пре­емственную связь с античным зодчеством.

Знатоки и ценители античности никогда не переводились и в Византии, культура которой самым непосредственным обра­зом была связана с античным миром. Эта связь была непосред­ственной и буквально зримой. На улицах и площадях византий­ских городов оставались античные статуи и храмы. Античные мифы и мифологические образы продолжали жить в произведе­ниях византийской литературы, драматургии, изобразительного искусства. На античных образцах основывалась система образо­вания. Вся византийская литература, философия, наука наполне­ны примерами античного культурного наследия, так или иначе вос­принятого, использованного и переработанного.

Столь же противоречивым было отношение Средневековья к важнейшей составной части античного наследия — античной ми­фологии. Официальному доктринальному неприятию мифологии всегда противостояли сначала робкие, а затем все более уверен­ные попытки ее осмысления.

Латинская апологетика не жалела черных красок для критиче­ского обличения античной мифологии. Так, сокрушительная крити­ка античной мифологии содержалась в трудах Августина. Он сосре­доточил основное внимание на демонстрации бессилия языческих богов (они по своей природе не могут быть всемогущественными и потому допустили гибель Рима), на аморализме языческой мифо­логии, ее противоречивости и бессистемности (постоянно путаются функции богов, субординация между ними и т.д.). Латинскими апо­логетами (например, Минуцием Феликсом) особо подчеркивалось низменное происхождение языческих верований и идолов. Невеже­ство и наивность первобытного человека порождали язычество и идо­лопоклонство. Только очень наивный человек мог верить в существо­вание кентавров, Гидры, Сциллы и Харибды... Но, кроме того, древние люди превращали в богов образы тех своих царей, которым они воз­давали божественные почести1.

Minucius Felix. Octavius. 23 // Patrologia Latina. V. 3.


ГЛАВА 4. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Ц|Л

Наряду с крайне отрицательным отношением к античной ми­фологии в Средневековье никогда не умирала (время от времени лишь усиливаясь или ослабляясь) традиция терпимого отношения к античному мифологическому наследию. Для нее было валено най­ти прежде всего морально-этическое обоснование. Такое обосно­вание было найдено. В соответствии с ним знание античной ми­фологии угрожает лишь тем, кто не твердо верит в Священное Писание. Для тех же, кто прочно стоит на почве христианства, зна­ние языческой мифологии не несет в себе угроз (потерять веру в Откровение и др.), но может обогатить новым знанием (особен­но тех истин, которые скрыты под покровом аллегории), познако­мить с делами «хороших людей» (примерами их высокой нрав­ственности, политическими характерами и поступками), помочь в составлении школьных программ и т.д. При этом, разумеется, ан­тичные примеры объявлялись лишь слабой тенью христианской нравственности.

Результатом такой толерантности явилось усвоение средневе­ковой литературой античной мифологии (например, «История о раз­рушении Трои», «Хронография» Иоанна Малалы и др.). В свою оче­редь «История о разрушении Трои», написанная в позднеримскую эпоху (V—VI вв.), послужила основой не менее трех средневековых поэм, в частности поэмы Иосифа Искана «О Троянской войне» (ок. 1185 г.) и поэмы Альберта Стаденского «Троил» (ок. 1249 г.) и це­лого ряда прозаических произведений, самым известным из которых была «История разрушения Трои» Гвидо де Колумна (конец XIII в.), к которой восходят древнерусские прозаические произведения о Тро­янской войне. Представления о древней мифологии черпались сред­невековыми авторами из поздних латинских компиляций, переска­зов, в которых обычно терялось существенное и выпячивалось второстепенное. Такая литература не столько приобщала читателя к античному мифологическому наследию, сколько предоставляла в его распоряжение расхожий набор сентенций, образов, сюжетов, цитат, острот.

В общем ретроспективном отношении Средневековья к антич­ной мифологии в качестве его составляющих могут быть выделе­ны следующие этапы: от абсолютного неприятия к простой рецеп­ции, далее к реминисценциям и интерпретациям, попыткам разобраться, затем к заимствованиям (сначала спорадическим, а потом систематическим), росту влияния и, наконец, формирова­нию традиции и попыткам теоретического осмысления сущности мифа.








Date: 2015-11-13; view: 506; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию