Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вя часть вторая. Миф в культурах Средневековья и Возрождения
имствованные средневековьем из античности. В монастырских школах под руководством ученых грамматиков изучение латыни осуществлялось в том числе и по дошедшим памятникам римской литературы; особенно популярным был Вергилий. В правовой сфере продолжают использоваться традиции римского права. Даже архитектурные формы итальянского средневековья выдают преемственную связь с античным зодчеством. Знатоки и ценители античности никогда не переводились и в Византии, культура которой самым непосредственным образом была связана с античным миром. Эта связь была непосредственной и буквально зримой. На улицах и площадях византийских городов оставались античные статуи и храмы. Античные мифы и мифологические образы продолжали жить в произведениях византийской литературы, драматургии, изобразительного искусства. На античных образцах основывалась система образования. Вся византийская литература, философия, наука наполнены примерами античного культурного наследия, так или иначе воспринятого, использованного и переработанного. Столь же противоречивым было отношение Средневековья к важнейшей составной части античного наследия — античной мифологии. Официальному доктринальному неприятию мифологии всегда противостояли сначала робкие, а затем все более уверенные попытки ее осмысления. Латинская апологетика не жалела черных красок для критического обличения античной мифологии. Так, сокрушительная критика античной мифологии содержалась в трудах Августина. Он сосредоточил основное внимание на демонстрации бессилия языческих богов (они по своей природе не могут быть всемогущественными и потому допустили гибель Рима), на аморализме языческой мифологии, ее противоречивости и бессистемности (постоянно путаются функции богов, субординация между ними и т.д.). Латинскими апологетами (например, Минуцием Феликсом) особо подчеркивалось низменное происхождение языческих верований и идолов. Невежество и наивность первобытного человека порождали язычество и идолопоклонство. Только очень наивный человек мог верить в существование кентавров, Гидры, Сциллы и Харибды... Но, кроме того, древние люди превращали в богов образы тех своих царей, которым они воздавали божественные почести1. Minucius Felix. Octavius. 23 // Patrologia Latina. V. 3. ГЛАВА 4. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Ц|Л Наряду с крайне отрицательным отношением к античной мифологии в Средневековье никогда не умирала (время от времени лишь усиливаясь или ослабляясь) традиция терпимого отношения к античному мифологическому наследию. Для нее было валено найти прежде всего морально-этическое обоснование. Такое обоснование было найдено. В соответствии с ним знание античной мифологии угрожает лишь тем, кто не твердо верит в Священное Писание. Для тех же, кто прочно стоит на почве христианства, знание языческой мифологии не несет в себе угроз (потерять веру в Откровение и др.), но может обогатить новым знанием (особенно тех истин, которые скрыты под покровом аллегории), познакомить с делами «хороших людей» (примерами их высокой нравственности, политическими характерами и поступками), помочь в составлении школьных программ и т.д. При этом, разумеется, античные примеры объявлялись лишь слабой тенью христианской нравственности. Результатом такой толерантности явилось усвоение средневековой литературой античной мифологии (например, «История о разрушении Трои», «Хронография» Иоанна Малалы и др.). В свою очередь «История о разрушении Трои», написанная в позднеримскую эпоху (V—VI вв.), послужила основой не менее трех средневековых поэм, в частности поэмы Иосифа Искана «О Троянской войне» (ок. 1185 г.) и поэмы Альберта Стаденского «Троил» (ок. 1249 г.) и целого ряда прозаических произведений, самым известным из которых была «История разрушения Трои» Гвидо де Колумна (конец XIII в.), к которой восходят древнерусские прозаические произведения о Троянской войне. Представления о древней мифологии черпались средневековыми авторами из поздних латинских компиляций, пересказов, в которых обычно терялось существенное и выпячивалось второстепенное. Такая литература не столько приобщала читателя к античному мифологическому наследию, сколько предоставляла в его распоряжение расхожий набор сентенций, образов, сюжетов, цитат, острот. В общем ретроспективном отношении Средневековья к античной мифологии в качестве его составляющих могут быть выделены следующие этапы: от абсолютного неприятия к простой рецепции, далее к реминисценциям и интерпретациям, попыткам разобраться, затем к заимствованиям (сначала спорадическим, а потом систематическим), росту влияния и, наконец, формированию традиции и попыткам теоретического осмысления сущности мифа. Date: 2015-11-13; view: 506; Нарушение авторских прав |