Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реформация как рефлексия над новозаветной мифологией
Мировоззренческая революция эпохи Возрождения неизбежно должна была привести и к религиозной революции, каковой стала Реформация1 — духовно-религиозная реакция на потребности становящегося гражданского общества, утверждение ценностей набиравшей силы буржуазии и склонного к компромиссу с ней (обычно мелкого и среднего) дворянства. Реформация выработала такие ценностные установки, которые обеспечили возможность быстрого и уверенного движения западных стран по пути буржуазного развития2. Церковь как социальный институт существенно зависит от экономических, этнокультурных, соционормативных, политических структур общества и вынуждена в той или иной мере при- Были попытки развернуть религиозную революцию в направлении язычества (нередко гуманисты объявляли себя язычниками, как, например, Карло Марсуппини, или атеистами, как Эмилия Пиа, жена герцога Антонио Монтефельтро), но в исторических условиях «осени средневековья», Ренессанса такой путь был невозможен. 2 Начало Реформации как периода мощного революционного преобразования религиозного сознания в Европе принято относить к октябрю 1517 г., когда в провинциальном городке Виттенберге монах М. Лютер опубликовал 95 исторических тезисов, содержавших громкое и резкое обличение цинизма и низости папства. Тем самым была объявлена непримиримая протестантская война римской курии. ■££■ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ спосабливаться к ним. Плата за невозможность такого приспособления или его неумелое осуществление — разделение единого церковного организма на несколько церквей. Ни одной мировой религии не удалось избежать такого разделения. В истории христианства два таких раздела были наиболее крупными: распад христианства на западную (католицизм) и восточную (православие) ветви, а также Реформация — отделение от западной ветви протестантизма. Каждый из этих процессов сопровождался перетолкованиями исходного евангельского мифа. Итак, Реформация как духовно-культурный процесс представляла собой попытку нового прочтения Писания, евангельского мифа. Реформаторы христианства (Лютер, Цвингли, Кальвин и др.) трактовали свою деятельность как раскрытие подлинного содержания первоначального христианства. Идеологи протестантизма претендовали на единственно верное прочтение Библии и собирали под знаменем борьбы за «истинную веру» сотни тысяч и миллионы сторонников. По сути евангельский миф был проинтерпретирован реформаторами в духе, более соответствовавшем потребностям раннего капитализма. Реформация опиралась на ряд новых, сложившихся уже в ре-нессансную эпоху, религиозных и моральных идеалов. Ярко выраженная индивидуальность требует для себя права личного общения с Богом. Реформаторы отвергали авторитет церкви с позиций постулирования непосредственной связи человека с Богом. Не церковь определяет, что есть Священное Писание, а само Писание определяет, насколько церковь соответствует Богу. Бог не позволяет властвовать над душой человека никому, даже церкви. Каждый христианин сам по себе священник. Церковь не имеет права диктовать верующему, как себя вести: ведь это насилие над его совестью. Вера сама подскажет человеку, что ему делать в том или ином случае. Истинная Церковь невидима глазу и зиждется в душах верующих. Причем, такая истинная церковь может быть только демократической, но ни в коей мере не монархической. Каждый, принявший крещение, становится членом невидимой Церкви. Человек как порождение Божье полностью находится в его, и только его воле. И в то же время человек абсолютно несоизмерим с Богом: в грехопадении произошло полное отторжение человеческой природы от божественности; человек с самого рождения пронизан греховностью и похотью. Человек оказался в состоянии отчуждения от Бога, утратил возможность богопознания. После грехопадения он лишился свободы выбора, свободы воли; все, что ГЛАВА 5. МИФ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ШШМ он делает, — греховно. И только полностью разочаровавшись в себе, человек способен обрести Божью благодать. Никакой индивид и никакая церковная организация не имеют ни малейших прав претендовать на познание Бога, божественной истины. Бог несоизмерим с земной жизнью, и мы даже не можем надеяться на его познание. Бессмысленно приписывать Богу наши моральные нормы и ожидать от него каких-то направленных действий по спасению конкретного человека. Бог велик настолько, что ничтожный и греховный человек не может надеяться на постижение его; любые рациональные догадки о Боге ведут лишь к новым заблуждениям. Писание настолько выше Разума, что никакой авторитет, даже авторитет Церкви, не может претендовать на его однозначное толкование. Каждый человек свободен в своем собственном толковании Библии. Библию можно и нужно изучать всю жизнь, и при этом нельзя считать, что постиг ее абсолютно. Смысл Писания не может быть определен раз и навсегда. В первой четверти XVI в. начинается длительный период религиозных войн, которые продолжались с небольшими перерывали вплоть до середины XVII в. Религиозные войны имели страшные разрушительные, катастрофические последствия для народов Европы. Убийства, голод, эпидемии, разгул преступности, массовая эмиграция населения почти вдвое сократили население Германии, Чехии, Австрии. Обстановка массовой деморализации и страха поглотила души людей. Люди постоянно молились о мире, но, казалось, конец войн и страданий не наступит никогда... За религиозную терпимость и культурно-мировоззренческий плюрализм, характерные для современной западной цивилизации, европейскими народами была заплачена дорогая цена. 5.2. «ОХОТА НА ВЕДЬМ» Date: 2015-11-13; view: 427; Нарушение авторских прав |