Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформация как рефлексия над новозаветной мифологией





Мировоззренческая революция эпохи Возрождения неизбеж­но должна была привести и к религиозной революции, каковой ста­ла Реформация1 — духовно-религиозная реакция на потребности становящегося гражданского общества, утверждение ценностей набиравшей силы буржуазии и склонного к компромиссу с ней (обычно мелкого и среднего) дворянства. Реформация выработа­ла такие ценностные установки, которые обеспечили возможность быстрого и уверенного движения западных стран по пути буржу­азного развития2.

Церковь как социальный институт существенно зависит от экономических, этнокультурных, соционормативных, политиче­ских структур общества и вынуждена в той или иной мере при-

Были попытки развернуть религиозную революцию в направлении язычества (нередко гуманисты объявляли себя язычниками, как, на­пример, Карло Марсуппини, или атеистами, как Эмилия Пиа, жена герцога Антонио Монтефельтро), но в исторических условиях «осе­ни средневековья», Ренессанса такой путь был невозможен. 2 Начало Реформации как периода мощного революционного преоб­разования религиозного сознания в Европе принято относить к ок­тябрю 1517 г., когда в провинциальном городке Виттенберге монах М. Лютер опубликовал 95 исторических тезисов, содержавших гром­кое и резкое обличение цинизма и низости папства. Тем самым была объявлена непримиримая протестантская война римской курии.


■££■ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

спосабливаться к ним. Плата за невозможность такого приспо­собления или его неумелое осуществление — разделение едино­го церковного организма на несколько церквей. Ни одной миро­вой религии не удалось избежать такого разделения. В истории христианства два таких раздела были наиболее крупными: распад христианства на западную (католицизм) и восточную (правосла­вие) ветви, а также Реформация — отделение от западной ветви протестантизма. Каждый из этих процессов сопровождался пере­толкованиями исходного евангельского мифа.

Итак, Реформация как духовно-культурный процесс представ­ляла собой попытку нового прочтения Писания, евангельского мифа. Реформаторы христианства (Лютер, Цвингли, Кальвин и др.) трактовали свою деятельность как раскрытие подлинного содержания первоначального христианства. Идеологи протестан­тизма претендовали на единственно верное прочтение Библии и собирали под знаменем борьбы за «истинную веру» сотни ты­сяч и миллионы сторонников. По сути евангельский миф был про­интерпретирован реформаторами в духе, более соответствовав­шем потребностям раннего капитализма.

Реформация опиралась на ряд новых, сложившихся уже в ре-нессансную эпоху, религиозных и моральных идеалов. Ярко выра­женная индивидуальность требует для себя права личного общения с Богом. Реформаторы отвергали авторитет церкви с позиций по­стулирования непосредственной связи человека с Богом. Не цер­ковь определяет, что есть Священное Писание, а само Писание оп­ределяет, насколько церковь соответствует Богу. Бог не позволяет властвовать над душой человека никому, даже церкви. Каждый христианин сам по себе священник. Церковь не имеет права дик­товать верующему, как себя вести: ведь это насилие над его сове­стью. Вера сама подскажет человеку, что ему делать в том или ином случае. Истинная Церковь невидима глазу и зиждется в душах ве­рующих. Причем, такая истинная церковь может быть только де­мократической, но ни в коей мере не монархической. Каждый, принявший крещение, становится членом невидимой Церкви.

Человек как порождение Божье полностью находится в его, и только его воле. И в то же время человек абсолютно несоизме­рим с Богом: в грехопадении произошло полное отторжение чело­веческой природы от божественности; человек с самого рождения пронизан греховностью и похотью. Человек оказался в состоянии отчуждения от Бога, утратил возможность богопознания. После грехопадения он лишился свободы выбора, свободы воли; все, что


ГЛАВА 5. МИФ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ШШМ

он делает, — греховно. И только полностью разочаровавшись в се­бе, человек способен обрести Божью благодать.

Никакой индивид и никакая церковная организация не име­ют ни малейших прав претендовать на познание Бога, божествен­ной истины. Бог несоизмерим с земной жизнью, и мы даже не мо­жем надеяться на его познание. Бессмысленно приписывать Богу наши моральные нормы и ожидать от него каких-то направленных действий по спасению конкретного человека. Бог велик настоль­ко, что ничтожный и греховный человек не может надеяться на постижение его; любые рациональные догадки о Боге ведут лишь к новым заблуждениям. Писание настолько выше Разума, что ни­какой авторитет, даже авторитет Церкви, не может претендовать на его однозначное толкование. Каждый человек свободен в сво­ем собственном толковании Библии. Библию можно и нужно изу­чать всю жизнь, и при этом нельзя считать, что постиг ее абсолют­но. Смысл Писания не может быть определен раз и навсегда.

В первой четверти XVI в. начинается длительный период рели­гиозных войн, которые продолжались с небольшими перерывали вплоть до середины XVII в. Религиозные войны имели страшные раз­рушительные, катастрофические последствия для народов Европы. Убийства, голод, эпидемии, разгул преступности, массовая эмигра­ция населения почти вдвое сократили население Германии, Чехии, Австрии. Обстановка массовой деморализации и страха поглотила души людей. Люди постоянно молились о мире, но, казалось, конец войн и страданий не наступит никогда...

За религиозную терпимость и культурно-мировоззренческий плюрализм, характерные для современной западной цивилизации, европейскими народами была заплачена дорогая цена.

5.2. «ОХОТА НА ВЕДЬМ»

Date: 2015-11-13; view: 402; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию