Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ватиканские мифографы
В условиях средневековья (т.е. традиционного консервативного общества, воспроизводящего религиозно-мифологическое сознание) затруднено продуцирование критических рационально-теоретических форм, которые могут привести к последовательному преодолению мифологии. Здесь могли существовать лишь простейшие концептуальные рефлексии над мифом, которые выступали побочным результатом интерпретаций базовых мифологем, вторичных мифологизаций и т.д. Евангельская мифологема изначально ориентирована на возможность ее многообразного прочтения. Она богата по образному содержанию, потенциально поливариантна, открыта для различных толкований. Но при одном условии — любые толкования должны принимать евангельский миф как подлинное историческое событие, воспринимать новозаветный миф как реальность. Однако кристаллизация новых общественных структур неизбежно расширяла «поле интерпретаций» исходной евангельской мифологемы. Эволюция средневекового отношения к античной мифологии ярко проявляется в Ватиканских мифографах, содержавших изложения мифов и рассуждения о них. По-видимому, они являлись пособиями для монастырских школ. Известно три — продолжавших традиции эллинистической мифографии — Ватиканских ми-фографа. Первый был создан на рубеже IX и X вв. либо на рубеже X и XI вв. Второй мифограф — в XI в. Третий, с которым были хорошо знакомы представители итальянского Возрождения, — в XII в. Все три Ватиканских мифографа значительно отличаются друг от друга как характером изложения мифов, так и мерой понимания сущности мифа. Первый мифограф, являвшийся компиляцией из латинских источников, отличается логической непоследовательностью, отсутствием какого-либо стремления к истолкованию или объяснению мифов. Автор (неизвестный,нам) не подвергает мифы ни критике, ни сомнению. Даже те простые рассуждения о мифах, включая их аллегорическое толкование, которые были представлены в латинских источниках, автор попросту отбрасывал. В результате на каждом шагу он смешивает мифы с сюжетами немифологического содержания, абсолютно не подвергает сомнению явные нелепости, волшебно-фантастические элементы мифов, бесхитростно воспри- ГЛАВА 4. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В| нимает языческих богов как данность. Автор Первого мифографа не пытается согласовать мифы даже с христианскими представлениями, не ищет их аллегорического смысла. Он относится к мифу либо как к забавной сказке, в которую вовсе не обязательно верить1, либо как к нагромождению пустых фантазий древних, которые следует чисто «технически» использовать в учебных целях, не задумываясь об их смысле. Таким образом, в Первом мифографе мы имеем дело с простой рецепцией, далекой от любой рефлексии. Здесь миф редуцируется к сказке, к пустой фантазии, не требующей никакого анализа. (В средневековье сказочное толкование мифов было весьма распространенным.) При этом специфика мифа как культурной формы исчезала, миф выводился за границы концептуального осмысления. Иное дело Второй и Третий мифографы. В них рецепция дополнена реминисценциями, интерпретациями, толкованиями в духе аллегоризма и эвгемеризма. Они содержат рефлексирован-ное отношение к мифу. Мы здесь находим даже робкие попытки выйти за рамки античных трактовок мифотворчества. Date: 2015-11-13; view: 806; Нарушение авторских прав |