Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 4. Мифологический континуум Средневековья кен
вещи придается прежде всего сигнификационное, знаковое значение. Средневековому сознанию были свойственны повышенная эмоциональность, экзальтированность. Средневековый человек быстро и легко переходит из одной крайности в другую: от слез к смеху и от смеха к слезам, от суровой, лишенной радости, религиозной аскезы к пестрому, развлекательному, зрелищному, насыщенному игрой образов празднику1; он все время допускает смешение фарса и трагизма и т.д. Мир средневекового сознания — это мир амбивалентности, воспроизводящий атмосферу мистического полифонизма. Мифологическое время еще не дифференцировано на качественные характеристики прошлого, настоящего и будущего. Историческая дистанция с древностью не определилась, временные границы весьма подвижны и текучи. Преобладающие настроения средневекового человека — неуверенность, постоянный страх перед настоящим и еще больше перед будущим, поскольку в будущем маячило осуждение на вечные муки, на пребывание в аду. Ощущение неуверенности дополнялось слабым осознанием границ между земным и божественным мирами, объективной и субъективной реальностью. В средневековом сознании мир земной и мир божественный разделены еще не настолько, чтобы не допускать возможности взаимопереходов одного в другой, т.е. визитов небожителей на землю и землян на небо. Средневековое миропредставление — это подлинное «царство грез». Средневековый человек часто не может дать себе отчет в том, в каком, собственно, мире он находится — в земном или небесном. Его сознание экстатически наполняют образы потустороннего бытия — видения крестных мук, адских мучений, наказаний за грехи и т.п. Здесь земное, человеческое и божественное, небесное взаимно превращаются друг в друга. Мир мифологических грез для средневекового человека столь же реален, как и мир реальных вещей. Фундаментальные свойства первобытной мифологии (неразличение материального и идеального, природного и культурного, объекта и его образа в сознании, антропоморфиза-ция мира) явственно дают о себе знать и в эпоху Средневековья. Как на обыденном (во многом еще мифологизированном, наглядно-образном), так и на идеологическом (выраженном системой религиозных монотеистических представлений) уровнях сред- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М, 1965. Н| ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ невековое сознание было по преимуществу оценочным. Точкой отсчета в духовном освоении мира выступали ценностные противоположности —Добро и Зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное, горнее и дольнее и др. Средневековое сознание не было ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Основоположник церковной истории Евсевий писал: «Мы придаем мало значения этим вещам (познанию природных явлений. — В.Н.) не от незнания предметов, возбуждающих удивление людей, но от презрения к бесплодному труду, связанному с ними; мы обращаем внимание на предметы лучшие»1. Свою главную функцию средневековое сознание видело в сохранении ценностного равновесия человека и мира (Бога). Способ приобщения к божественному — не знания, а вера (в том числе формы чувственно-эмоциональной экзальтации, связывавшие человека с божественной первосущностью). И потому, например, Кассиодор глубоко уверен, что «не только ученые, но даже те, кто и читать не умеет, получают от Бога премудрость»2, ребенок, искренне и наивно верующий в Бога, постигнет то, чего не способны понять напичканные ученостью «книжники». Средневековье вере отдает предпочтение перед знанием: «Не следует осуждать науку или какое-либо знание, — отмечал Фома Кемпийский, — (ведь) знание само по себе есть добро и предписано Богом, но знанию следует предпочитать чистую совесть и добродетельную жизнь... Ведь когда придет Судный День, у нас не спросят, что мы читали, но спросят нас, что мы сделали; не спросят нас, хорошо ли мы умели излагать (свои мысли), а спросят нас, жили ли мы по вере»3. Средневековье не рассматривало знание как главную цель познания, а трактовало его как побочный продукт познания. Познавательная деятельность была по преимуществу герменевтической, толковательной, значит, опиралась на иерархизированную систему ценностей. Поэтому большую роль в этом сознании играло понятие чуда. Средневековый человек не формулирует своего отношения к природе как к самостоятельной сущности. В качестве определяющего у него выступает отношение к Богу. Отношение к природе 1 Евсевий. Введение в Евангелие. XV, 61. 2 Кассиодор. Об изучении наук божественных и человеческих // Опыт 3 Фома Кемпийский. О подражании Христу. 1, III, 4—5. ГЛАВА 4. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ^ГЦМ вторично и производно от отношения к Богу. Природа лишь проводник воздействия на людей божьей воли. Она является прежде всего арсеналом символов. Значение любой вещи усматривалось не в ее субстрате и функциях, а в тех смыслах, которые ей приданы Богом. Символизация как переход от чувственного образа вещи к идее ее универсально-божественного смысла — здесь одна из самых распространенных мыслительных операций. Она дополнялась операцией аллегоризации, т.е. придания символу, идее некоторого зримого образа. Date: 2015-11-13; view: 399; Нарушение авторских прав |