Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие мифографии





В эпоху эллинизма выдающегося развития достигает мифо-графия. Продолжают создаваться хорографические своды, но уже не на основе собственных наблюдений, а на обобщении книжных источников («Описание Эллады» Павсания1, «Римские древности» Дионисия Галикарнасского и др.), появляются отдельные своды по мифологии тех или иных стран (например, «Кикл о Крите и о бывших на Крите богах и героях» Менекла Теосского), типологии мифов2.

Продолжается и укрепляется традиция филологического изу­чения древнегреческой мифологии, прежде всего текстов Гомера, которые уже были не совсем понятными и с точки зрения языка, и по своему содержанию.

Несколько поколений александрийских ученых (Каллимах, Зе-нодот Эфесский, Эратосфен, Аристофан Византийский, Аристарх Са­мофракийский и др.) провели грандиозную работу по исправлению и изданию гомеровских текстов, поиску принципов систематизации мифов, совершенствованию жанра литературно-мифологического комментария, написанию научно-популярных (в современной терми­нологии) руководств по мифологии3. К классическим эпическим фор-

Павсаний. Описание Эллады. Т. 1,2. СПб., 1996.

2 Мифографический компендиум мифов о превращениях см.: Анто­
нин Либерал.
Метаморфозы // Вестник древней истории. 1997. № 3,
4. Компендиум мифов о том, кто и почему превратился в небесные
созвездия; см.: Гигин. Астрономия. СПб., 1996.

3 В качестве такого руководства выступала, очевидно, известная рабо­
та Аполлодора «Мифологическая библиотека». Л., 1972.


ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА ШВШ

мам александрийские ученые относились прежде всего как к объек­там научного исследования, а не художественно-эстетического вос­хищения. На место восхищения, преклонения и уважения пришло издевательское и пренебрежительное отношение. Так, Каллимах (Эпиграммы, XXVIII) следующим образом характеризовал свое от­ношение к киклическим поэтам:

Кикликов я не терплю повестушек — пути мне противны

Те, по которым толпа бродит то взад, то вперед.

Пошлый любовный напев ненавистен мне; пить я не стану

Воду ключа, где ее может любой зачерпнуть.

Александрийские филологи разбирали тексты с точки зрения правильности, устраняли ошибки, подложные вставки, составля­ли комментарии, словари, создавали литературные «каноны» и т.д. При этом было допущено и немало ошибок, передергиваний, под­час слишком смело вычеркивались или выправлялись отдельные строки; выбрасывалось из текстов то, что александрийцам каза­лось непонятным или устаревшим; и наоборот, они вносили от себя то, что считали нужным для придания полноты и ясности гомеров­скому тексту. Широко распространяется поиск малоизвестных мифов, которые могли бы послужить основой оригинальных ли­тературных сюжетов.

В эллинистической мифографии трезвое, рациональное изу­чение мифологии и художественно-образная, литературная ее пе­реработка нередко шли рука об руку. Причем мера переработки могла быть различной: от поэтического пересказа древней мифоло­гии при соблюдении требований эпического жанра («Аргонавтика» Аполлония Родосского, «Деяния Диониса» Нонна Панополитанско-го и др.) до радикальной переработки мифологии в «сакрально-аван­тюрный» (Дионисий Скитобрахион), социально-утопический роман. Позднеэллинистические произведения эпического жанра (например, «Деяния Диониса» Нонна Панополитанского1, V в.) сочетают элемен­ты мифопоэтического эпоса (отсутствие индивидуального портрет­ного описания, эпическое преобладание общего над единичным и т.п.) с новыми эстетическими требованиями и канонами, сложив­шимися в приключенческом и любовном эллинистическом рома­не, в проповеднической литературе, в риторике и т.д. Здесь не пе­ресказываются старые мифы, а творятся новые с буквальным смыслом, лишенным даже намека на аллегоризм и символизм. Тво­рятся одновременно по законам и эпического творчества, и про-

' Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. СПб., 1997.








Date: 2015-11-13; view: 329; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию