Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие мифографии
В эпоху эллинизма выдающегося развития достигает мифо-графия. Продолжают создаваться хорографические своды, но уже не на основе собственных наблюдений, а на обобщении книжных источников («Описание Эллады» Павсания1, «Римские древности» Дионисия Галикарнасского и др.), появляются отдельные своды по мифологии тех или иных стран (например, «Кикл о Крите и о бывших на Крите богах и героях» Менекла Теосского), типологии мифов2. Продолжается и укрепляется традиция филологического изучения древнегреческой мифологии, прежде всего текстов Гомера, которые уже были не совсем понятными и с точки зрения языка, и по своему содержанию. Несколько поколений александрийских ученых (Каллимах, Зе-нодот Эфесский, Эратосфен, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский и др.) провели грандиозную работу по исправлению и изданию гомеровских текстов, поиску принципов систематизации мифов, совершенствованию жанра литературно-мифологического комментария, написанию научно-популярных (в современной терминологии) руководств по мифологии3. К классическим эпическим фор- Павсаний. Описание Эллады. Т. 1,2. СПб., 1996. 2 Мифографический компендиум мифов о превращениях см.: Анто 3 В качестве такого руководства выступала, очевидно, известная рабо ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА ШВШ мам александрийские ученые относились прежде всего как к объектам научного исследования, а не художественно-эстетического восхищения. На место восхищения, преклонения и уважения пришло издевательское и пренебрежительное отношение. Так, Каллимах (Эпиграммы, XXVIII) следующим образом характеризовал свое отношение к киклическим поэтам: Кикликов я не терплю повестушек — пути мне противны Те, по которым толпа бродит то взад, то вперед. Пошлый любовный напев ненавистен мне; пить я не стану Воду ключа, где ее может любой зачерпнуть. Александрийские филологи разбирали тексты с точки зрения правильности, устраняли ошибки, подложные вставки, составляли комментарии, словари, создавали литературные «каноны» и т.д. При этом было допущено и немало ошибок, передергиваний, подчас слишком смело вычеркивались или выправлялись отдельные строки; выбрасывалось из текстов то, что александрийцам казалось непонятным или устаревшим; и наоборот, они вносили от себя то, что считали нужным для придания полноты и ясности гомеровскому тексту. Широко распространяется поиск малоизвестных мифов, которые могли бы послужить основой оригинальных литературных сюжетов. В эллинистической мифографии трезвое, рациональное изучение мифологии и художественно-образная, литературная ее переработка нередко шли рука об руку. Причем мера переработки могла быть различной: от поэтического пересказа древней мифологии при соблюдении требований эпического жанра («Аргонавтика» Аполлония Родосского, «Деяния Диониса» Нонна Панополитанско-го и др.) до радикальной переработки мифологии в «сакрально-авантюрный» (Дионисий Скитобрахион), социально-утопический роман. Позднеэллинистические произведения эпического жанра (например, «Деяния Диониса» Нонна Панополитанского1, V в.) сочетают элементы мифопоэтического эпоса (отсутствие индивидуального портретного описания, эпическое преобладание общего над единичным и т.п.) с новыми эстетическими требованиями и канонами, сложившимися в приключенческом и любовном эллинистическом романе, в проповеднической литературе, в риторике и т.д. Здесь не пересказываются старые мифы, а творятся новые с буквальным смыслом, лишенным даже намека на аллегоризм и символизм. Творятся одновременно по законам и эпического творчества, и про- ' Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. СПб., 1997. Date: 2015-11-13; view: 329; Нарушение авторских прав |