Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 3. Концепции мифотворчества эпохи эллинизма кш1
чтобы поставить под сомнение существование сверхъестественных сил. Миф продолжает оставаться важным, хотя уже и не единственным, способом обобщения и объяснения действительности. Одним из результатов синтеза греческой и восточных культур явилось бурное распространение различных мистических культов, которыми Восток всегда был богат. Образы греческих и восточных богов все чаще подменяют друг друга, объединяются (иногда совершенно искусственно) в некие новые божества (например, Сарапис). И вот уже греческие боги царят над Востоком, а восточные (Кабела, Исида, Осирис, Анубис и др.) проникают все дальше на Запад. Возникают предпосылки для дезэтнизированного всеохватывающего христианского религиозного синтеза. Повсеместно распространяется фанатическая вера в целителей, колдунов, чудотворцев, прорицателей. Чувственный экстаз все чаще рассматривается как необходимое условие религиозности. Нарастают ощущения тревоги, страха, все большее значение уделяется понятиям осквернения, очищения, божьего возмездия. Суеверность расценивается как положительное качество человека: значит, он богобоязнен. Суеверие — это смирение перед богами. Доминирующим настроением многих становится мучительная жажда личного спасения (если не тела, то души) от прозябания в этом мире и мук в потустороннем. Формируется почва для соте-риологических религий, религий спасения. Такие настроения находят свое выражение в художественной литературе, где преобладают романы со сказочно-фантастической тематикой: невероятными приключениями, тайнами, чудесами, ужасами, убийствами, воскрешениями, жестокостями, переплетающимися с некоторыми элементами реального исторического повествования (часто — это история Александра Македонского), с действительными названиями стран, городов, морей и т.д.1 Из мистериально-фанта-стического романа вырастает такой жанр античной прозы, как пара-доксография, в которой изображались необычные, «чудесные», страшные явления природы и повседневной жизни. Страницы пара-доксографических книг были заполнены рассказами «очевидцев» о вызывании духов, чудесных исцелениях, призраках, гуляющих статуях, воскрешении мертвых и т.п. Парадоксографическая литература развивалась в тесном родстве с аретологией (храмовой легендой), синтезировавшей греческие и восточные мифологические традиции и повествовавшей о чудесных деяниях богов, их пророков, о воскре- 1 Поздняя греческая проза. М., 1961. Date: 2015-11-13; view: 291; Нарушение авторских прав |