Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Концепции мифотворчества эпохи эллинизма кш1





чтобы поставить под сомнение существование сверхъестествен­ных сил. Миф продолжает оставаться важным, хотя уже и не един­ственным, способом обобщения и объяснения действительности.

Одним из результатов синтеза греческой и восточных культур явилось бурное распространение различных мистических культов, которыми Восток всегда был богат. Образы греческих и восточных богов все чаще подменяют друг друга, объединяются (иногда совер­шенно искусственно) в некие новые божества (например, Сарапис). И вот уже греческие боги царят над Востоком, а восточные (Кабела, Исида, Осирис, Анубис и др.) проникают все дальше на Запад. Воз­никают предпосылки для дезэтнизированного всеохватывающего христианского религиозного синтеза.

Повсеместно распространяется фанатическая вера в целите­лей, колдунов, чудотворцев, прорицателей. Чувственный экстаз все чаще рассматривается как необходимое условие религиозности. Нарастают ощущения тревоги, страха, все большее значение уде­ляется понятиям осквернения, очищения, божьего возмездия. Су­еверность расценивается как положительное качество человека: значит, он богобоязнен. Суеверие — это смирение перед богами. Доминирующим настроением многих становится мучительная жажда личного спасения (если не тела, то души) от прозябания в этом мире и мук в потустороннем. Формируется почва для соте-риологических религий, религий спасения.

Такие настроения находят свое выражение в художественной литературе, где преобладают романы со сказочно-фантастической те­матикой: невероятными приключениями, тайнами, чудесами, ужаса­ми, убийствами, воскрешениями, жестокостями, переплетающими­ся с некоторыми элементами реального исторического повествования (часто — это история Александра Македонского), с действительны­ми названиями стран, городов, морей и т.д.1 Из мистериально-фанта-стического романа вырастает такой жанр античной прозы, как пара-доксография, в которой изображались необычные, «чудесные», страшные явления природы и повседневной жизни. Страницы пара-доксографических книг были заполнены рассказами «очевидцев» о вызывании духов, чудесных исцелениях, призраках, гуляющих ста­туях, воскрешении мертвых и т.п. Парадоксографическая литерату­ра развивалась в тесном родстве с аретологией (храмовой легендой), синтезировавшей греческие и восточные мифологические традиции и повествовавшей о чудесных деяниях богов, их пророков, о воскре-

1 Поздняя греческая проза. М., 1961.








Date: 2015-11-13; view: 291; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию