Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть первая. Античные учения о мифе. Рил в соответствии с запросами граждан полиса
рил в соответствии с запросами граждан полиса. В эллинистической культуре образуется разрыв между ценностями массового сознания и ценностями, формирующимися в элитарных слоях общества. Ценности элиты более рационализированы, в них культурно-исторический опыт обобщается быстрее и фундаментальнее. Культура элиты в большей степени ориентирована на науку и философию. Массовое, «низовое» сознание — на мифологию и мистику, нравственно-религиозное проповедничество. Потому средний грек этой эпохи был весьма суеверным, жил в обстановке постоянного страха; на каждом шагу опасался злых козней духов и любой более или менее значимый поступок стремился обставить ритуальными процедурами1. Мифология вовсе не ушла на периферию эллинистической культуры. Она переживала одну из своих коренных исторических трансформаций. В достоверность старых мифов уже мало кто верит; подорвана вера в полисных богов; гомеровская мифология рассматривается как невероятный рассказ2. Старая олимпийская мифология постепенно теряет нравственные и религиозные функции. Свое значение она сохраняет в основном среди народных «низов» (крестьянство, городское простонародье), в государственных обрядах. Но рационализация сознания еще не дошла до того, Теофраст не без иронии характеризовал суеверного грека: «Суеверие — это, конечно, страх перед божественной силой, а суеверный вот какой человек. В день Праздника Кувшинов, омыв руки и окропив себя священной водой, выходит из храма с лавровой веткой во рту и так прогуливается целый день. И если ласка перебежит дорогу, то подождет, пока кто-нибудь другой не перейдет или пока сам не перекинет три камня через дорогу. Увидев у себя змею, он призывает Сабазия, если это — красная змея, а если священная змея, то тотчас же сооружает часовню герою. Проходя мимо камней, помазанных елеем, что стоят на перекрестках, он умащает их маслом из лекифа и, опустившись на колени, падает ниц и только затем уходит. Если мышь прогрызет мучной мех, он идет к толкователю знамений и снов за советом, как поступить. И если тот велит отдать мех в починку кожевнику, то не слушает и по возвращении совершает очистительный обряд... Завидев помешанного или припадочного, он в ужасе плюет себе за пазуху» (Теофраст. Характеры. XVI) (перевод Г.А. Стратановского). Например, у Еврипида, в психологических, насыщенных мучительными конфликтами трагедиях которого от мифа остаются лишь имена героев и сюжетная канва, слово «миф» встречаем в таком контексте: «Невероятные вещи, похожие на мифы, а не на дела смертных» (Еврипид. Киклоп, 376). Date: 2015-11-13; view: 350; Нарушение авторских прав |