Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть первая. Античные учения о мифе. Аристотеля вообще отличают прочное чувство здравого смысла и тонкое понимание природы познавательного процесса
Аристотеля вообще отличают прочное чувство здравого смысла и тонкое понимание природы познавательного процесса. Признавая познаваемость мира, он критически относился к субъективизму и скептицизму, пытался понять процесс познания как единство чувственной и рациональной ступеней познания. Он не склонен полностью отрицать познавательное значение органов чувств, чувственного познания, как это делал его учитель Платон. Трудности процесса познания, рассуждает Аристотель, состоят в том, что человек познает, во-первых, тот мир, который дан ему непосредственно в органах чувств, в чувственном восприятии, и во-вторых, скрытые от непосредственного чувственного восприятия сущности вещей (причины, общее, формы), за которыми в свою очередь лежат первоначала бытия, его первопричины. Формы отдельных вещей, их сущности и первоначала бытия являются наиболее трудными для познания. Они глубоко скрыты, далеки от чувственных вещей и могут быть постигнуты только мысленно, рационально. Выделяя два вида познания — эмпирическое (опытное) и рациональное (мысленное, логическое), Аристотель вполне реалистично оценивает трудности понимания отношения между этими двумя видами познания. Чувственное восприятие, опыт, пишет Аристотель, дает человеку «знание единичного»1. Такое знание важно и необходимо, ибо тот, «кто обладает отвлеченным знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичного не знает, то он часто ошибается»2. Но опыт не дает знания сущего, начал вещей, их форм. Опытное знание не является доказательным, обоснованным знанием. Доказательное, обоснованное знание дается только разумом, постигающим не единичное, а общее в вещах, их форму3. При этом, с точки зрения Аристотеля, разум постигает содержание общего, необходимого, причинного непосредственно. Непосредственное познание общего разумом возможно в силу того, ч*го разумная человеческая душа сопричастна вечному бессмертному, активно созидающему божественному Разуму. Возможность познания человеком общего не является врожденной, она потенциально содержится в сознании. Для того чтобы перейти от потенциального в реальное существование, необходимо на- Аристотвль. Соч. В 4 т. Т. 1. С. 66. 2 Там же. С. 33. 3 Там же. Т. 2. С. 309. Date: 2015-11-13; view: 342; Нарушение авторских прав |