Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть первая. Античные учения о мифе. Аристотеля вообще отличают прочное чувство здравого смыс­ла и тонкое понимание природы познавательного процесса





Аристотеля вообще отличают прочное чувство здравого смыс­ла и тонкое понимание природы познавательного процесса. При­знавая познаваемость мира, он критически относился к субъекти­визму и скептицизму, пытался понять процесс познания как единство чувственной и рациональной ступеней познания. Он не склонен полностью отрицать познавательное значение органов чувств, чувственного познания, как это делал его учитель Платон.

Трудности процесса познания, рассуждает Аристотель, состо­ят в том, что человек познает, во-первых, тот мир, который дан ему непосредственно в органах чувств, в чувственном восприятии, и во-вторых, скрытые от непосредственного чувственного воспри­ятия сущности вещей (причины, общее, формы), за которыми в свою очередь лежат первоначала бытия, его первопричины. Фор­мы отдельных вещей, их сущности и первоначала бытия являются наиболее трудными для познания. Они глубоко скрыты, далеки от чувственных вещей и могут быть постигнуты только мысленно, ра­ционально.

Выделяя два вида познания — эмпирическое (опытное) и ра­циональное (мысленное, логическое), Аристотель вполне реали­стично оценивает трудности понимания отношения между этими двумя видами познания. Чувственное восприятие, опыт, пишет Аристотель, дает человеку «знание единичного»1. Такое знание важно и необходимо, ибо тот, «кто обладает отвлеченным знани­ем, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичного не знает, то он часто ошибается»2. Но опыт не дает зна­ния сущего, начал вещей, их форм. Опытное знание не является доказательным, обоснованным знанием. Доказательное, обосно­ванное знание дается только разумом, постигающим не единич­ное, а общее в вещах, их форму3. При этом, с точки зрения Ари­стотеля, разум постигает содержание общего, необходимого, причинного непосредственно.

Непосредственное познание общего разумом возможно в силу того, ч*го разумная человеческая душа сопричастна вечному бес­смертному, активно созидающему божественному Разуму. Воз­можность познания человеком общего не является врожденной, она потенциально содержится в сознании. Для того чтобы перей­ти от потенциального в реальное существование, необходимо на-

Аристотвль. Соч. В 4 т. Т. 1. С. 66.

2 Там же. С. 33.

3 Там же. Т. 2. С. 309.








Date: 2015-11-13; view: 342; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию