Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2. Ранние концепции мифотворчества
для постижения божественной реальности (т.е., по сути, сущностных сторон бытия) необходимы иные, чем миф, формы сознания — способность рационального оперирования абстракциями, а не чувственными образами; только с помощью абстракций возможно охарактеризовать свойства божественного абсолюта. Но способен ли человек на такие усилия разума или они подвластны только богам? Ведь познавательные возможности человека ограничены и слабы, особенно в том, что касается постижения божественной реальности. Все необходимые предпосылки для создания первых научно-рациональных концепций мифа созрели в VI в. до н.э. и были творчески синтезированы, по-видимому, Ферекидом из Сироса. Он одним из первых сделал решительный шаг от осознания внеобраз-ного, абстрактного характера сущности мифа к уверенности, что усилиями человеческого мышления эту сущность можно воссоздать. Это позволило ему стать автором первой концепции сущности мифа, которая основывалась на понятии аллегории. О жизни Ферекида (VI в. до н.э.) известно мало достоверного, больше — легендарного. Дошедшие до нас легенды о Ферекиде отразили главную сторону его творчества — уверенность в силе разума, в способности мысли выходить за рамки чувственной наглядности и воссоздавать сущность (чаще всего — через прогнозирование будущего). Ферекид — представитель прозаической теокосмогонической традиции. Он разрабатывал теокосмогонию, но на новых, абстрактно-символических, основаниях. Это по сути уже не мифологическая, а философская теокосмогония. В ней первоначала бытия представлены не чувственными образами богов, а их абстрактными символами — Зас, Хронос и Хтония. По мнению Ферекида, эти предвечные, волевые, инициативные потенциальные начала лишь впоследствии «развертываются» (путем эволюции или инволюции) в ту систему богов, которая известна нам из мифопоэтики Гомера, Гесиода и др. Как из абстрактных потенций бытия формируется мир богов? Ферекид предложил свое решение этих непростых вопросов. Все, что мы знаем из мифологии о богах, их происхождении и поступках, считает он, следует понимать не буквально, но аллегорически, т.е. за мифологически чувственными образами следует силой рационального умозрения выявлять скрытый подлинный смысл со-
Date: 2015-11-13; view: 321; Нарушение авторских прав |